Основатель портала smart-lab Тимофей Мартынов - о том, как создать популярный финансовый сайт

Автор фото: Ермохин Сергей
Тимофей Мартынов, "Смарт-Лаб".

Сообщество трейдеров в России пока невелико, но популяризация биржевой торговли способна приносить ощутимый доход. Тимофей Мартынов рассказал dp.ru, как ему удалось сделать портал smart-lab одним из ведущих финансовых сайтов страны.

Тимофей, некоторые читатели «Делового Петербурга», вероятно, помнят тебя как постоянного автора биржевой рубрики «оптимист/пессимист», а большинство — как телеведущего на РБК. Не жалеешь, что оставил карьеру? Не потерял ли в деньгах после ухода?

Ни одного месяца после того, как я уволился, мой доход не был ниже, чем зарплата в РБК. Самое главное, что я стал распоряжаться своим собственным временем. График работы тележурналиста очень жестко привязан к съемкам, ты все время подстраиваешься под расписание. Я был как паровозик, который ездит по рельсам и не может свернуть. Это противоречит моей природе. Собственный бизнес — гораздо интереснее, но и накладывает большую ответственность.

Какие сейчас у тебя источники заработка?  

Свой основной доход я получаю от Смартлаба. В месяц он зарабатывает от нескольких сотен тысяч до миллиона рублей выручки. Мы продаем рекламу — это ссылки, баннеры, корпоративные блоги. Проведение конференций тоже приносит прибыль, но не очень много.

Сколько людей работает над сайтом?

Смартлаб реализует классическую модель UGC (user generated content), то есть пишут сами пользователи, есть модераторы и главный редактор — я. Я сам читаю все посты, которые присылают на сайт. Это не очень сложно, в день приходит порядка 50 текстов. Мне самому интересно их просматривать, я держу руку на пульсе, и фильтрую что-то.

Как насчет конкурентов?

Доход не такой интересный, чтобы появились конкуренты. Мы — лидеры в узкой нише. В принципе ставка на рекламу не самая доходная. Это известный факт, что рекламная модель приносит минимум выручки на носителя. Гораздо выгоднее, когда работает подписка, «абонентка», и контент на сайте платный. Между тем нам удается зарабатывать на партнерских направлениях. К примеру, мы запустили проект «Каталог книг», где выкладываем рецензии на книги (финансовой и биржевой тематики. — Ред.). Через блог можно попасть на сайт Litress и там сразу купить издание, о котором идет речь. Мы получаем 20% от объема покупок. Но это именно с магазином Litress. У других партнерское вознаграждение просто смешное.
Мы планируем развивать направление партнерских программ. В частности, сотрудничать с брокерами. Чтобы можно было прямо через посты купить рекомендованные бумаги.

Не будет конфликта интересов, если сайт станет сотрудничать с брокерами?

Нет, будет несколько крупных брокеров, скорее всего, «Финам», БКС, может быть, «Открытие» — покупатель сможет выбрать, с кем работать.

Ты сам доволен отдачей от проекта, что он тебе дает?

 
Чтобы получать миллион в месяц ренты, нужно купить и сдать 20 квартир. И даже тогда доход будет примерно миллион в месяц, но с минимальным ростом. Здесь же я вижу потенциал развития. Мы постоянно совершенствуем свой сайт, ориентируемся на такие площадки, как Investfunds, Cbonds, Quote, MFD. Сейчас в России 150 тысяч открытых брокерских счетов, если их станет, к примеру, 400 тысяч, то и наш бизнес вырастет.
Конечно, ориентация на богатых профессиональных инвесторов более выигрышна, чем на частных трейдеров. Хотя, по сути, мы тоже ориентированы на профессионалов, ведь они дают рекламу на сайт, но читают нас, конечно, частные трейдеры.
Я не очень верю в новаторские проекты. Какова вероятность, что ты придумаешь Инстаграм? Все им пользуются, потому что он первый. После того как он вышел, можно запустить сколько угодно таких приложений, они никому не будут нужны. Я верю, что можно постепенно развивать свой бизнес, искать конкурентные преимущества, изучать спрос и тому подобное.

Популярность сайта зависит от контента, приглашаешь ли ты блогеров-звезд писать для Смартлаба?

Я никогда не приглашал. Не представляю, как это возможно. Если мы заплатим одному, то и другим придется платить. Напротив, у нас часто пытаются перетянуть блогеров. К примеру, самый популярный на Смартлабе сейчас — Роман Андреев (1242 подписчика на Смартлабе. — Ред.), его все время приглашают писать на сайты схожей тематики. Василий Олейник, Лариса Морозова — они рассказывали, что их тоже зовут на другие ресурсы. Но они хранят верность Смартлабу, значит, что-то их здесь привлекает, они ценят нас.

Видимо, у вас веселее?

С точки зрения популярности, конечно, наибольшим вниманием пользуются, как я их называю, «всадники апокалипсиса». Они пугают кризисами, предсказывают коллапсы в экономике, и люди охотно читают и обсуждают такие посты. Гораздо труднее продвигать какие-то позитивные идеи, как это, к примеру, делает та же Лариса Морозова (специалист по дивидендному трейдингу. — Ред.).

Смартлаб пережил кризис и работает уже 6 лет, был ли это изначально коммерческий проект, рассчитывал ли ты бизнес-план к нему?

Ничего такого не было. Я занимался трейдингом, и мне стало скучно работать одному, я искал единомышленников, хотел создать коворкинг. Удалось набрать группу людей, и мы снимали одно помещение. Так получилось, что все они тогда хотели свой бизнес, а я не хотел. Для этого коворкинга я стал делать сайт, и из него вырос Смартлаб. Уже позже я встретил Германа Клименко (партнер Мартынова в Смартлабе до 2016 года, в настоящее время советник президента РФ по вопросам развития Интернета. — Ред.), который сформировал мое понимание того, как нужно развивать эту площадку, и вдохнул в нее жизнь. Так мы стартовали. Тогда было много аналогов, но большинство закрылись, а мы живы и развиваемся.

Какие планы развития?

Двигать Смартлаб по пути привлечения инвесторов и акционеров. В этом году мы ввели много нового: новости акций, календарь, фондовый анализ. Мы привязали обсуждения к эмитенту, вскоре его можно будет здесь же купить.

Кто ваша аудитория?

Мы ни разу не проводили исследования, но я бы сказал, что это 90% мужчины, в среднем 30 лет (54% — мужчины, 46% — женщины, согласно данным анализа сайта PR-CY).
Мы намерены расширять аудиторию за счет инвесторов. Потому что со спекулянтами есть проблема. 10 000 свежих спекулянтов приходит на рынок в начале года. 10 000 «трупов» уносят в конце. На их место приходят другие. Ежедневно у нас около 33 тысяч уникальных посетителей. В кризисы их число доходит до 50 тысяч. Эта величина практически не меняется год от года. Есть надежда, что с инвесторами ситуация улучшится. Инвесторов тоже не так много, около 100 тысяч в нашей стране. Мы можем предложить им что-то регулярное, за счет этого удержать постоянную аудиторию и привлекать новичков.

Расскажи про свой опыт трейдинга

Я начал торговать на бирже в 2003 году, до сих пор совершаю сделки, но прибыльный трейдинг для меня закончился в 2013 году. Я торговал фьючерсом на индекс РТС, это очень динамичный рынок, мне нравилось там зарабатывать, и получалось легко. Некорректно говорить о каких-то результатах на такой активной площадке, потому что там все очень быстро меняется, но прибыли доходили до 3000% годовых. Были дни, когда за день я «делал» больше миллиона рублей. Очень хорошо помню последний такой день, когда мне удалось по-настоящему хорошо заработать. 18 июля 2013 года, когда вынесли приговор Навальному, я понял, что сейчас все рухнет, и стал «шортить». В итоге индекс ушел на 30 пунктов вниз. В тот же день была коррекция, но я очень вовремя закрыл позицию.
Потом в 2013 году все переменилось. Я тогда жил в США и присматривался к американскому рынку, но там оказалось все не так просто. Рынок фьючерса на индекс РТС на моих глазах умирал. Инструмент полностью поменял характеристики. В 2014 году упал рубль. Я стал все больше проигрывать, размер портфеля снижался и уже не позволял полноценно торговать фьючерсами. Плюс я все больше времени стал уделять Смартлабу. Трейдинг все же требует внимания. Сегодня, к примеру, я совсем не открывал терминал.
Вместе с тем я все еще веду свой портфель. Сейчас стал развивать сервисы для инвесторов на Смартлабе, покупаю акции, облигации, чтобы понять, как это работает, что будет полезно.

Ты стал партнером фонда, расскажи, чем ты там занимаешься и что тебе это дает?

Я занимаюсь привлечением инвесторов. Могу поделиться таким интересным наблюдением. Пока что я вижу, что покупатели в России не хотят продуктов со стабильным доходом и ограниченным риском. Фонд оформлен самым «белым» образом и зарегистрирован по международной практике на Каймановых островах. Большая часть хеджевых фондов мира зарегистрирована там же. Так вот отечественные инвесторы согласны прийти в офис, арендованный в «Москва сити», и принести в чемодане деньги. Между тем банковский перевод на Каймановы острова вызывает у них панику. Подтверждая такой платеж, они почти прощаются с инвестициями. Поэтому 10-25% годовых их не убеждают. «Вот акции «Россетей» выросли на 300% за год, где наши доходности?», — спрашивают они. Очень сложно объяснять, что это вопрос рисков. Но я уверен, что в ближайшие 2 года инвесторы придут в фонд. Сейчас у него скромный результат, +3% за неполный 2016 год. Но по итогам 3 лет доходность составила 50%.

Чем тебе больше всего нравится заниматься?

Больше всего мне нравится читать книги и писать статейки.

Поэтому ты решил написать книгу?

Это назрело. Я чувствовал, что нужно издать честную книгу о своем опыте. Такую, которую еще никто не писал. Первые 10-20 страниц — это было удовольствие, но потом она превратилась в подробный учебник на 400 страниц со сложной структурой, пришлось бесчисленное множество раз перечитывать и править. Потом был жуткий опыт работы с редактурой. Издательство отдало текст специалисту-гуманитарию, который исковеркал весь смысл. В итоге книга обернулась головной болью на 3 года, но это был интересный опыт

Справка

Тимофей Мартынов
В 2005 году закончил Санкт-Петербургский Политехнический университет, факультет технической кибернетики;
С 2003 года самостоятельно торгует на бирже. По окончании института начал карьеру аналитика в инвестиционной компании UMIS, регулярно писал комментарии для газеты «Деловой Петербург»;
С 2005 г ведет свой блог в ЖЖ под именем Dr. Mart;
В 2006 г переехал в Москву, с 2007 по 2013 год — телеведущий на РБК-ТВ;
Параллельно в 2010 г основал клуб трейдеров Смартлаб (сайт Smart-lab.ru);
с 2011 года проводит конференции трейдеров;
С 2013 года не работает по найму, занимаемся собственными проектами;
В 2014 году запустил англоязычную версию Смартлаба;
Автор учебника по биржевой торговле «Механизм трейдинга: как построить бизнес на бирже», частный трейдер и партнер инвестиционного фонда Kvadrat Black Hedge Fund.

Кто есть кто:

Уникальные посетители сайтов, посвященных трейдингу и инвестированию, тыс. человек в день
Finam.ru (Инвестиционная компания) — 207
Quote.ru (Холдинг РБК) — 53
Finanz.ru (германский холдинг Finanzen.de) — 38
Smart-lab.ru — 30
Mfd.ru — 22
Источник: данные Liveinternet.