84% россиян считают нынешнее время не лучшим, чтобы тратить деньги

Автор фото: Global Look Press

Большинство россиян, 84%, считают, что сейчас - не лучшее время для траты денег. В том, что Россия выйдет из кризиса в ближайший год, верят всего 8% людей - это минимум за последние 2 года.

Индекс потребительского доверия Nielsen, отражающий настроения онлайн-населения и его ожидания от будущего, в IV квартале 2016 года не поддержал заданную предыдущими двумя кварталами восходящую динамику и вернулся на свою позицию в начале года — 63 пункта.
Автор: Nielsen
Индекс более 100 пунктов свидетельствует о преобладании в стране оптимистов, ниже 100 пунктов — пессимистов, а значение 100 пунктов — о равновесии между теми и теми. Исследование проводилось среди онлайн-потребителей в декабре 2016 года.
Руководитель направления оценки эффективности продаж и маркетинговых коммуникаций российского подразделения Nielsen Марина Ерскова отметила, что 2016 год стал для россиян непростым испытанием, заставившим скорректировать свое поведение и изменить привычки к шопингу. По ее словам, от потребления россияне окончательно перешли к сбережению, которое стало частью образа жизни, несмотря на некоторое улучшение экономической ситуации к концу 2016 года.
"Число россиян, считающих, что сейчас не лучшее время, чтобы тратить деньги, по-прежнему высоко и продолжает расти. Трансформируются привычки и в отношении предпочитаемых магазинов: все популярнее становится формат магазинов у дома, а гипермаркеты, наоборот, теряют аудиторию. Настало время глубоких изменений в поведении российского потребителя, и от игроков рынка это требует максимальной готовности к адаптации и поиску новых решений", — отметила Марина Ерскова.
Индекс потребительского доверия складывается из трех показателей: оценки потребителями перспектив на рынке труда в ближайшие 12 месяцев, уровня финансового благополучия в ближайшие 12 месяцев и готовности тратить деньги.
Основной вклад в снижение индекса в IV квартале 2016 года внесло усиление негативного восприятия текущего момента с точки зрения готовности тратить деньги: 84% респондентов сказали, что сейчас не лучшее время делать покупки. Это на 11 процентных пунктов больше, чем в IV квартале 2015 года.
Остаются негативными и ожидания от перспектив на рынке труда: 80% считают, что ситуация с занятостью в ближайшие 12 месяцев будет "плохой" и "не очень хорошей". В прошлом квартале этого мнения придерживалось 77% опрошенных, а в начале года — 83%.
27% потребителей оценивают свое финансовое состояние на ближайший год как "хорошее" или "отличное", при этом доля тех, кто оценивает свои финансы негативно (67%), несколько снизилась по сравнению со значением в начале 2016 года (69%).
Основным источником беспокойств для россиян стала сохранность рабочих мест (15%). По поводу национальной экономики волновались 12% потребителей, 11% переживали из-за растущих цен на еду, 10% — из-за состояния здоровья.
В IV квартале 2016 года 85% респондентов остаются уверенными в том, что экономика страны в кризисе, и 54% считают, что в ближайшие 12 месяцев Россия не выберется из рецессии. Лишь 8% ожидают, что экономика оправится — за последние 2 года это минимальное значение.
75% потребителей сказали, что сократили свои расходы по сравнению с годом ранее (+2 п.п. к предыдущему кварталу). Лидирующие позиции среди статей экономии сохранила покупка новой одежды (61% в IV квартале 2016 года, +2 п.п. к III кварталу) и развлечения вне дома (59%, +4 п.п. к III кварталу). 53% переключились на более дешевые бренды продуктов питания, 49% стали меньше тратить на короткие поездки и отпуска (+2 п.п. к III кварталу 2016) и столько же — на обновление техники (+4 п.п.).
79% российских потребителей отметили, что в случае улучшения экономической ситуации продолжат следовать той или иной стратегии экономии.
Исследование потребительского доверия Nielsen (The Nielsen Consumer Confidence and Spending Intentions Survey) проводилось в декабре 2016 года. Всего было опрошено более 30 тыс. онлайн-потребителей из 63 стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Европы, Латинской Америки, Ближнего Востока, Африки и Северной Америки. Максимальная погрешность выборки составляет ±0,6%.