Петербургская группа "Комплексные энергетические решения" стала крупнейшим российским подрядчиком строительства дальневосточного судостроительного комплекса "Звезда". Новая суперверфь превзойдет по мощности все крупнейшие верфи Петербурга.
Петербургское ООО "Комплексные энергетические решения" (КЭР) с оборотом менее 3 млрд рублей за 2015 г., согласно данным электронной торговой площадки "Госзакупки", заключило с декабря 2016 г. с контролируемым "Роснефтью" АО "ДВЗ "Звезда" контрактов на 9,5 млрд рублей и стало крупнейшим российским подрядчиком в строительстве судостроительного комплекса "Звезда".
"Звезда" расположена в городе Большой Камень (20 км от Владивостока). Верфь строит консорциум госкомпаний в составе Газпромбанка и "Роснефти", возглавляемой Игорем Сечиным. Со стороны "Роснефти" процесс курирует вице–президент нефтяной компании Андрей Шишкин. А его бывший коллега по работе в банке "Агропромкредит" Игорь Лукашенко возглавляет группу компаний "КЭР" и является ее совладельцем.
Верфь и жилье
В конце 2013 г. Газпромбанк и "Роснефть" учредили ЗАО "Современные технологии судостроения" (СТС). Затем общество выкупило у АО "Объединенная судостроительная корпорация" (ОСК) 75% минус две акции ОАО "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта" (ДЦСС контролирует 46,5% акций АО "ДВЗ "Звезда"). А чуть позже правительство РФ распорядилось продать СТС принадлежащий ОСК контрольный пакет (53,5%) акций ДВЗ "Звезда". На базе этого завода и началось возведение суперверфи.
Большую часть контрактов на работы по первому этапу строительства группа "КЭР" получила в ноябре–декабре 2016 г., в том числе самый крупный контракт — на возведение цеха сборки судовых блоков за 4,4 млрд рублей. Другие входящие в группу "КЭР" компании получили подряды на строительство более 3 тыс. квартир для будущих работников "Звезды" на сумму около 4 млрд рублей. А всего, по словам вице–президента Газпромбанка Олега Костина, планируется построить 7,4 тыс. квартир для работников суперверфи, где будет трудиться 10 тыс. человек.
Конкуренты отступают
В конкурсах "Звезды" петербургская компания иногда получала контракты как единственный поставщик, но чаще с легкостью обходила крупных столичных конкурентов и претендентов из Приморья, хотя и предлагала более высокую цену.
Например, московское ООО "ФНК Инжиниринг" уступило КЭР в нескольких конкурсах, несмотря на то что предложило цену ниже. Однако конкурсная комиссия, как следует из материалов закупки, начисляла ФНК меньше баллов, чем КЭР, сомневаясь в финансовой устойчивости московской компании.
Из общего объема заказов на строительство первой очереди "Звезды" ГК "КЭР" получила пять контрактов на 9,5 млрд рублей, ООО "ФНК Инжиниринг" выиграло в трех конкурсах на 3 млрд рублей. И лишь однажды на 802 млн рублей одержало победу столичное АО "МПС инжиниринг".
Из банкиров в строители
Благодаря контрактам на строительство суперверфи и жилья для ее работников портфель заказов КЭР за срок с 2016–го по начало 2017 г. вырос более чем на порядок в сравнении с 2015 г., преодолев отметку 27 млрд рублей.
Кроме петербургского ООО "КЭР" в группу входят: ООО "Эдвансстрой" (зарегистрировано по тому же адресу, что и ООО "КЭР", специализируется на строительстве жилых и нежилых зданий), петербургское ООО "Стройэнергорезерв" (оказывает услуги по отоплению, поставке горячей воды; например, в марте этого года компания заключила контракт на оказание коммунальных услуг прокуратуре Приморского края).
Руководят группой "КЭР", а также владеют различными долями входящих в группу компаний председатель совета директоров ГК "КЭР" Игорь Лукашенко, член совета директоров ГК "КЭР" Алексей Баранов и генеральный директор ОАО "Управляющая компания "Комплексные энергетические решения" Владимир Казанцев. Объединяет их то, что в прошлом они все работали в банковских структурах.
Связи решают все?
Возможно, что именно связи, полученные во время работы в кредитных организациях, позволяют КЭР успешно действовать на рынке госзаказа.
Некоторые судостроители, хорошо знакомые с ходом строительства комплекса "Звезда", предполагают, что группе "КЭР" благоволит Андрей Шишкин, которого считают правой рукой Игоря Сечина.
Шишкин курирует строительство суперверфи со стороны "Роснефти". Если внимательно изучить его биографию, можно заметить не только то, что он был кадровым сотрудником КГБ СССР, заместителем министра энергетики России, но и то, что в 2000–2005 гг. он возглавлял правление коммерческого банка "Агропромкредит" (146–е место по величине чистых активов в России). И именно в тот же период, с 2000–го по 2005–й, членом правления этого банка был Игорь Лукашенко, председатель совета директоров группы компаний "КЭР".
Супердоход
Возводимый на Дальнем Востоке судостроительный комплекс сулит подрядчикам высокие доходы. Пока разыгрываются конкурсы только на строительство первого этапа суперверфи, который оценивается в 77 млрд рублей. Эта сумма включает часть средств (20,06 млрд рублей), уже вложенных в модернизацию завода до прихода консорциума "Роснефти" и Газпромбанка.
Первый этап предполагает сооружение к 2019 г. горизонтального открытого стапеля, который уже оснащается кранами, расширение блока корпусных производств, окрасочных камер, достроечной набережной. Передаточный док в мае этого года начала строить китайская компания Qingdao Beihai Shipbuilding Heavy Industry Co.
В петербургском АО "Центр технологии судостроения и судоремонта" (ЦТСС, проектирует строительство "Звезды") говорят, что первая очередь позволит обрабатывать 90 тыс. т металла в год, что примерно на 15 тыс. т превышает возможности Балтийского завода, Адмиралтейских верфей и Северной верфи вместе взятых. На открытом достроечном стапеле можно будет строить суда и морскую технику длиной до 300 м, шириной до 50 м и спусковым весом до 36 тыс. т.
Возможность строить более крупные суда (длиной до 460 м и шириной 110 м) появится на втором этапе, который предусматривает строительство сухого дока, удвоение производительности блока корпусных производств. Начать его планируется за год до завершения первого этапа, в 2018 г.
Стоимость оценивается в 42 млрд рублей.
Третий этап планируется начать в 2021 г.: возвести еще один сухой док в бухте Пяти Охотников. Этот этап оценивается в 26,5 млрд рублей.
Общая стоимость всех трех этапов оценивается в 145,5 млрд рублей.