Диссертация Владимира Мединского снова привлекла к себе внимание, главу Минкульта в очередной раз пытаются лишить ученой степени. Скандал вокруг фигуры министра сейчас совсем некстати, все-таки в последнее время в тренде чиновники совсем иного толка.
Экспертный совет Всероссийской аттестационной комиссии (ВАК) рекомендовал лишить министра культуры Владимира Мединского ученой степени. В его диссертации нашли заимствования из несуществующих монографий и, напротив, не обнаружили "ничего нового".
Правда, глава Министерства образования (а именно при этом ведомстве учреждена ВАК) за ученого министра заступилась и сказала, что плагиата в работе определенно нет, а Владимир Мединский просто "представил свое видение истории".
В течение нескольких недель вопрос о диссертации главы Минкульта рассмотрит президиум ВАК, но уже сейчас министр оказался в достаточно неприятной ситуации.
Между наукой и госслужбой
Владимир Путин еще год назад рассказал, что он думает о чиновниках-ученых. Тогда он буквально отчитал главу Российской академии наук за то, что несколько чиновников вопреки его наставлению этого не делать стали академиками РАН.
"Значит они крупные ученые, да? — уточнил президент. — Я думаю, что должен буду предоставить им возможность заниматься наукой, потому что, судя по всему, их научная деятельность гораздо важнее, чем исполнение каких-то рутинных административных обязанностей в органах власти и управления", — угрожающе заявлял тогда глава государства.
Понять его не сложно, учитывая тот факт, что с чиновниками-учеными нет-нет да и выйдет какая-нибудь неприятная история. Вот в 2014 году, например, в "Диссернете" выяснили, что треть работы министра связи Николая Никифорова — одни некорректные заимствования. Эксперты сетевого сообщества тогда попросили ВАК лишить главу ведомства ученой степени. Обошлось, правда, без лишений — председатель диссертационного совета РАНХиГС обнаружил в работе куда меньше заимствований, не более 10%, и по его рекомендации чиновнику оставили ученую степень.
А вот бывшего министра сельского хозяйства Елену Скрынник после похожих открытий "Диссернета" ученой степени все же лишили. С депутатскими научными изысканиями такие неприятности происходили еще чаще. Так, в декабре 2012 года депутата Госдумы Владимира Бурматова даже лишили должности первого заместителя главы комитета по образованию за то, что в его диссертации нашли плагиат. Хотели и из депутатского кресла выгнать, но тут уже парламентарий свое отстоял и перебрался в комитет по общественным объединениям и религиозным организациям. А депутата Мосгордумы Ришата Абубакирова за некорректные заимствования в 2015 году лишили ученой степени. Кстати, Российская государственная библиотека проверяла работы этих депутатов вместе с научным трудом Павла Астахова, занимавшего тогда пост детского омбудсмена. В работе последнего обнаружили менее 1% оригинального контента. В "Диссернете" тогда даже заявляли, что обратились в администрацию президента с заявлением о том, что Астахова необходимо увалить, так как при приеме на работу он указал заведомо ложные сведения о себе. Два года спустя свой пост омбудсмен все же покинул, но неоригинальная диссертация, надо думать, сыграла в этом последнюю роль.
Без лишнего внимания
В общем, в наличии ученой степени у чиновника никакого особого дискомфорта для государства нет. Вот, например, исполняющим обязанности губернатора Нижнего Новгорода неделю назад был назначен Глеб Никитин, не только защитивший кандидатскую по экономике, но еще и имеющий пять высших образований. Проблемы начинаются, когда обнаруживаются подробности получения ученых званий, — истории с плагиатом все-таки обращают на себя слишком много внимания и заставляют усомниться в том, что во власти в целом собрались неглупые люди. А это перед выборами совсем некстати. Сейчас в тренде совсем другие чиновники — в идеале такие, которых вообще не отличить друг от друга. К примеру, как тот же Никитин, которого внешне так легко перепутать с также недавно назначенным губернатором Самарской области Дмитрием Азаровым, а на слух не отличить от другого Никитина, две недели назад вставшего во главе Великого Новгорода. В общем, как недавно в интервью "Новой газете" признался петербургский градоначальник Георгий Полтавченко, "идеальный вариант, когда люди приходят на очередные выборы губернатора и спрашивают: "Кто у нас сейчас губернатор?" Касается это, впрочем, теперь не только губернаторов, но и других чиновников.