"ДП" подвел итоги Форума пространственного развития, обозначив шесть пунктов, выполнение которых могло бы радикально изменить Петербург.
1. Общество
Вовлечение жителей в процесс развития города
О том, что мегаполисы демократизируются, говорят много, однако вовлечение жителей в процесс развития города предполагает больше, чем просто опросы общественного мнения. Суть стратегии соучастия заключается в том, что жители города, предприниматели и другие заинтересованные стороны могут не только влиять на ход процессов, но и запускать собственные проекты. Для начала это может решить проблему таких сложных комплексов, как Апраксин Двор, там много собственников и никакая настоящая реновация не может происходить без их участия. То же относится и ко многим территориям в сером поясе.
В то же время проекты, реализуемые силами большого количества мелких или очень мелких участников, могут продолжать существовать и в отсутствие крупной компании–инвестора. Наконец, у начинаний, запущенных людьми, больше шансов на выживание. Во–первых, создатели будут, скорее всего, делать проект "под себя", то есть имеется гарантия востребованности. Во–вторых, сравнительно мелкие инициативы могут быть очень гибкими. В конце концов, участие горожан в реализации проектов является необходимым условием того, что называют sustainable city — города, устойчивого к разного рода внешним и внутренним стрессам.
2. Автомобили
Переход на беспилотный транспорт
Более близкой перспективой, чем летающие машины, являются беспилотные автомобили. Технология уже есть, вопрос только в том, как ее внедрять. Плюсы очевидны: беспилотные такси позволят избежать пробок и решить проблемы с парковкой. Если все автомобилисты пересядут на такси без водителя, то вместо сегодняшних 1,5 млн машин понадобится всего 150 тыс. Правда, не факт, что от личных автомобилей захотят отказаться все. Есть и риски: если время в пути уменьшится, то время ожидания увеличится. Самый сложный вопрос в том, как будет происходить переход, когда на дорогах окажутся одновременно в большом количестве машины с водителями и без. Смогут ли люди уживаться с роботами? Будет ли это похоже на шахматную партию с компьютером? В любом случае эффект может быть таким же революционным, как при появлении на дороге личных автомобилей.
3. Информация
Открытые городские данные
Для того чтобы стало возможно участие многих людей в развитии города, необходимо сделать доступной информацию о нем. Кому принадлежат какие участки и здания, каково состояние инфраструктуры, как ту или иную территорию планируется использовать в будущем, сколько людей живет в определенном квартале и к какой социальной группе они принадлежат, насколько хорошо район обеспечен общественным транспортом — сейчас часть этой информации можно получить по письменному запросу в отдельные комитеты, а другая просто не собрана. "Умный город" — это прежде всего город, о котором многое известно. Первое и главное, что нужно сделать, — научиться добывать и собирать данные. Знание исходных параметров позволяет принимать сознательные градостроительные решения с предсказуемыми последствиями. После того как они будут собраны на базе одной платформы, их использование может становиться сколь угодно разнообразным: начиная от автоматических согласований проектов онлайн и заканчивая возможностью разрабатывать огромное количество городских приложений.
4. Планирование
Создание стратегии пространственного развития
Последние десятилетия управление Петербургом прочно стоит на тактических рельсах. Генеральный план города фактически является техническим документом. Он не решает задачу формирования цельного образа будущего Петербурга. Кроме того, пространственное планирование в нем не увязано с векторами в экономическом и социальном развитии. Для того чтобы решать не только локальные, но и глобальные задачи, необходимо создать стратегию пространственного развития Санкт–Петербурга, которая была бы аналогична используемым много где в мире мастер–планам. Она будет задавать развитию города четкие глобальные цели и представлять логику подчинения им технических решений генерального плана.
Стратегия может предусмотреть как общие принципы, вроде, скажем, размещения жилья только вблизи общественного транспорта, так и правила развития определенных территорий, например берегов залива.
5. Комфорт человека
Обращение к скандинавскому опыту в развитии общественных пространств
Петербург по разным параметрам можно сравнивать с огромным количеством городов. Однако самым важным ориентиром для нас остается Скандинавия, поскольку только там сходные климатические условия.
Соседняя с нами Финляндия, как ни парадоксально, гораздо больше за последние десятилетия преуспела в создании общественных пространств — во всяком случае тех, пребывание в которых не требует денег. Финны сохранили сети муниципальных библиотек, куда сейчас приходят не столько за книгами (и не столько за ними), сколько просто поработать, выпить чашку кофе, собраться с соседями по разным поводам. Центр Хельсинки летом превращается в место вечного праздника, да и зимой не пустует благодаря крытым дворам, каткам, уличным грелкам на работающих террасах кафе.
Самое ценное из того, что умеют скандинавы и что не помешало бы нам, — дизайн, ориентированный на комфорт человека. В то время как в Петербурге чтили абстрактные классические традиции, финны развивали гуманистический подход Алвара Аалто.
6. Развитие
Город живых, а не мертвых
Петербург до сих пор воспринимается только как памятник архитектуры XVIII и XIX веков. Петербургский консерватизм, который в свое время оказался спасительным для исторической застройки, сегодня оказывается разрушительным для городской культуры не только в сфере градостроительства. Страдают прогрессивные городские институции, многие сферы не развиваются так быстро, как должны бы, не внедряются полноценно современные архитектурные и градостроительные практики.
Для того чтобы выжить и сохранить статус культурного мегаполиса, Петербургу необходимо перестать постоянно оглядываться назад.
"Если бы у обезьян были духовные скрепы, эволюция оказалась бы невозможной", — сказал во время форума Александр Невзоров.