В Кремле предложили заманить молодежь на выборы при помощи селфи. Из всех инициатив, прозвучавших в последние пару лет в России и мире, эта далеко не самая оригинальная. Заинтересовывать избирателей планировали покемонами, мемами, овощами и фургонами с едой.
Администрация президента предложила регионам повышать явку на президентские выборы с помощью конкурса селфи. По условиям избиратели должны будут сфотографироваться на участках и выложить свой снимок с определенным хештегом. Источники РБК рассказали, что призами в таком конкурсе могут стать дорогостоящие гаджеты — айпады и айфоны. Таким образом к голосованию попытаются привлечь избирателей в возрасте 18-38 лет.
После многочисленных однообразных предложений штрафовать за неявку или поощрять избирателей, пришедших на участок, дополнительным выходным, идею с конкурсом селфи можно считать действительно свежей, а если вспомнить очереди за "яблочной продукцией", то еще и перспективной. Впрочем, за последнее время в России и мире выдвигалось множество нетривиальных предложений по повышению явки избирателей — от откровенно абсурдных до инновационных.
Малахов идет на выборы
Идея с привлечением на выборы при помощи селфи озвучивалась еще в августе этого года представителями компании "ИМА-консалтинг", победившей в конкурсе на информационное сопровождение выборов. Там предлагали активно работать с соцсетями, задействовать конкурс селфи, а также использовать мемы. В качестве примера последнего приводилась фраза: "Куда ушел Малахов? На выборы".
На региональном уровне тоже встречались попытки привлечь молодежь при помощи чего-нибудь ей понятного и интересного, например покемонов. Так, в 2016 году депутат Законодательного собрания Ленобласти Владимир Петров предложил заинтересовать молодую аудиторию популярной тогда игрой Pokemon Go. По задумке парламентария, надо было всего-то договориться с разработчиками, чтобы те разместили на избирательных участках самых редких покемонов. Шутил ли тогда Владимир Петров или был абсолютно серьезен в своих намерениях, так никто и не понял, но и покемоны, кажется, в Единый день голосования Ленобласть не наводнили.
Голос за блокчейн
Идея проведения голосования на блокчейне появлялась то тут, то там весь последний год. Высказывали ее как за рубежом, так и в России. В ноябре "Лаборатория Касперского" представила систему для голосования на базе блокчейна, в основе которой лежат "умные контракты" платформы Ethereum. Следом мэрия Москвы задействовала технологию блокчейна в "Активном гражданине" — электронной площадке для референдумов по городским вопросам. Можно ли за счет такого высокотехнологичного подхода увеличить количество избирателей на тех или иных выборах, пока неясно. Но если у компаний получается повышать свою капитализацию, просто приписав к названию слово "блокчейн", то почему бы похожим способом не поднять явку.
Колхоз и праздник
Высокие технологии — это отлично, но многие считают, что ничего нового выдумывать не надо, достаточно просто превратить не слишком увлекательный процесс голосования в праздник. Правда, сам праздник все представляют себе по-разному. Вот, к примеру, депутаты ЛДПР в 2016 году предложили обустроить вокруг избирательных участков сельскохозяйственные ярмарки, уточнив: "Это то, что нужно". По мнению парламентариев, такой формат помог бы соединить фермеров, пенсионеров-дачников, у которых есть приусадебные участки, и избирателя. Почему при соединении этих составляющих должно получиться что-то хорошее, в партии не поясняли, но пытались усилить эффект от сказанного тем, что "18 сентября — это самый сезон урожая".
В США, где тоже не раз озадачивались вопросом явки, дизайнеры взглянули на формат праздника более тривиально. Неизменными атрибутами последнего в компании City Fabrick посчитали гирлянды, фотобудки, фудтраки, тенты и наклейки "Я проголосовал". Оригинальность заключалась в том, что дизайнеры решили разработать готовые комплекты для оформления территории рядом с местами для голосования. Так, при помощи набора из всего вышеупомянутого, по задумке специалистов City Fabrick, власти могли бы быстро превращать участки с низкой явкой в привлекательные места отдыха, куда избиратели бы с радостью приходили. В 2016 году на реализацию этого проекта дизайнеры получили $153,6 тыс.