IV международный летний фестиваль искусств "Точка доступа".
Чтобы попасть в программу фестиваля "Точка доступа", надо спуститься с театральных небес на землю. В буквальном смысле слова: все спектакли привязаны к той или иной максимально заповедной петербургской местности, да так хитро, что отдельным квестом для зрителей становится сама попытка добраться до места событий.
Хороший тон — не играть роли с большой буквы, а, наоборот, давать поиграть зрителям, и не обязательно в актеров. Чем дальше от дихотомии "сцена — зрительный зал", тем лучше: прогулка на речном пароходе, псевдомузейная экскурсия, тусовка в закрытом торговом центре, а теперь еще и опера в дамском туалете — годится все, что непохоже на "нормальный" спектакль. Нам–то, зрителям, только лучше: когда театр превращается в приключение, хочешь не хочешь, а почувствуешь себя изумленным ребенком и под шумок съешь даже самый зубодробительно интеллектуальный продукт. А с пищей для ума на нынешнем фестивале "Точка доступа" все в полном порядке. В доказательство пройдемся по расписанию.
20 июля стартуют два проекта. "Музей инопланетного вторжения" в форте Константин — московская коллаборация замечательных художников Леши Лобанова, Ксении Перетрухиной и Шифры Каждан. В экскурсию по местам выдуманного вторжения инопланетян упакованы размышления о 1980–х — последнем десятилетии перед крахом СССР. "Трехгоршковая опера" — феминистический манифест из Австралии. Режиссер Клименс Уильямс сталкивает трех дам в туалете гостиницы Hilton и заставляет их высказываться о харассменте, гендерных предрассудках на работе и в любви посредством арий Пуччини, Моцарта и Бизе.
С 21 июля так же, как другие спектакли, многодневной серией, в мультимедиацентре Русского музея идет трагический иранско–чеховский замес иранской же актрисы Рамоны Шах "Железную дорогу построили, и стало удобно". С 25 июля после закрытия ТЦ "Невский центр" в коридорах и на эскалаторах будет разыгрываться пьеса–диспут о революции "Марат / Сад". Пьеса Петера Вайса — как бы постановка маркиза де Сада в психушке о жизни и смерти Марата. Озвучивает это великолепие Владимир Раннев, ставит молодой немецкий режиссер Йозуа Рёзинг, в главной роли заслуженный артист Сергей Лосев. Ради такого можно и закрытие метро пропустить, о чем организаторы предупреждают особо. Кроме того, с 25 июля в программе фестиваля иммерсивное шоу "Безликие": милости прошу, если вы еще не видели, во что москвичи превратили наше место силы — пространство "Тайга". А с 28 июля снова можно слушать "Разговоры беженцев" — в позапрошлогоднем проекте самого фестиваля пьеса Бертольда Брехта звучит с идеальной точностью посреди шума, толп и запахов Финляндского вокзала.
31 июля стартуют экскурсии по рекам и каналам "Санкт–Петербург вне себя". Смотрим на классический Петербург, а внимаем эссе Рема Колхаса о Нью–Йорке: синергия швейцарским режиссером Мартином Шиком обещается невероятная. Два "придуманных" города должны, в теории, окончательно обратиться в призраки и фантомы (чего на практике, полагаю, все же не произойдет). 1 августа в фестивальную симфонию вольется скромный голос театра "На Литейном" с "Вишневым садом" в саду Фонтанного дома.
Наконец, 2 августа на площадке "Скороход" начнется едва ли не самый опасный аттракцион фестиваля. "Questioning / Кто ты?" — это психологическая игра–угадайка швейцарцев Magic Garden в адаптации Семена Александровского. Под руководством модератора вы пишете все–все о таком же зрителе, который сидит напротив, судя исключительно по его внешнему виду и собственным ощущениям. А этот, который напротив, одновременно строчит что–то о вас. История про оценки, предположения и предубеждения может стать болезненным опытом. Впрочем, лекарства часто бывают горькими, главное — сгруппироваться, их принимая. Ну а расслабляться со 2 августа стоит на Парнасе. Пьеса Михаила Дурненкова "Время роста деревьев" — это дикая смесь прогулки по пустырям, лекции о Маршалловых островах и любовной драмы. Самое летнее, проникновенное и безумное времяпрепровождение. Не забудьте удобную обувь и зонтик.