Предприниматель Александр Ким за год вдвое увеличил оборот своего сервиса Sputnik8 по бронированию экскурсий в разных уголках мира — с 31 до 66 млн рублей.
Александр Ким (30 лет) приехал в Петербург из Казахстана в 2006 году. Идею для бизнеса он придумал, будучи студентом магистратуры ИТМО. Сегодня его сервисом Sputnik8 (принадлежит ООО "Спутник") воспользовались более 100 тыс. человек. Проект помогает выбрать и забронировать через сайт экскурсию в 400 городах 100 стран мира.
Поддержка брата
Вначале вложений в идею не было: Александр сам разработал сайт, а в 2013 году со второй попытки в рамках программы Start Fellows получил грант от Павла Дурова в $25 тыс. "По тому курсу это было около 700 тыс. рублей, — вспоминает предприниматель. — Все они, честно говоря, ушли на зарплату. Тогда в проекте было занято пять человек". Вторым бизнес–ангелом для Sputnik8 стал родной брат Александра Сергей Ким. "Он работал топ–менеджером в Казахстане и поверил не в мой проект, а в меня", — признается Александр.
Первые 2 года с запуска стартап был убыточным. В 2015 году о сервисе написало интернет–СМИ The Village: публикация привела на сайт большой поток гидов. Однако росту оборота компании способствовали изменения в бизнес–модели.
Изменения в стратегии
Изначально портал ориентировался на иностранцев и работал в b2c–сфере. Сейчас компания переориентировалась на внутренних туристов и работает как с b2c, так и с b2b–сегментом: приводит экскурсионным бюро от 10 до 50% клиентов в месяц
"Мы делаем удобный и полезный продукт. Это одна из важных причин роста. Остальные две — это команда и стратегия", — говорит Александр. Себе Sputnik8 забирает 20–25% комиссию за каждого приведенного туриста.
Сейчас на портале доступны 4 тыс. экскурсий. Главный доход сервису приносят классические обзорные прогулки по Петербургу, Москве, Праге, Казани, Калининграду, Парижу и Милану.
"Экзотические экскурсии — по крышам, барам, с экологом или урбанистом, на сапах или по территории завода — у нас тоже есть", — добавляет Александр. Сам он в качестве туриста посетил около 60 стран.
Клиенты приходят благодаря контекстной рекламе и партнерской программе. На продвижение своих услуг компания тратит несколько миллионов рублей в месяц. Оборот ООО "Спутник" в прошлом году, по оценке экспертов, составил 66 млн рублей.
Российский рынок онлайн–бронирования экскурсий на русском языке оценивается в 4–7 млрд рублей и растет с 2014 года на 20% в год. Объем самого экскурсионно–туристического рынка в России оценивается в $1,5 млрд в год. Довольно заметным игроком является московский проект Tripster, который перешел на коммерческие рельсы в 2012 году и сделал ставку на бронирование необычных экскурсий.