Российские железные дороги запустили масштабный проект интерактивных выставок на вокзалах "Исторический багаж". Как сообщили в пресс-службе РЖД, первые экспозиции появились в июне в 12 городах по пути следования поездов из Санкт-Петербурга в Москву: в Твери, Вышнем Волочке, Малой Вишере и других. В июле выставки открыли на станциях БАМа Тайшет и Тында и на Ярославском вокзале в Москве, а к сентябрю к проекту подключится Владивосток.
Партнерами РЖД выступают ученые Российского исторического общества и Института российской истории РАН. Проект реализуется по поручению президента Владимира Путина. "Историки и краеведы со своей стороны подобрали в архивах наиболее интересные факты о том или ином городе, его известных жителях, архитектуре и культуре", — рассказали в пресс-службе РЖД.
Выставки оформлены в едином стиле и напоминают раскрытый чемодан. Также используются мультимедийные экраны, видеоблоки, архивные фото и слайд-шоу. В поддержку проекта планируется создание сайта и мобильного приложения. По словам начальника департамента корпоративных коммуникаций РЖД Максима Лунева, "Исторический багаж" поможет пассажирам узнать не только о событиях, случившихся в том месте, где они в данное время находятся, но и о том, как они повлияли на судьбу страны в целом. "Этот проект — важный элемент представления истории в нашем обществе", — сказал он.
"Мы хотим рассказать про историю нашей страны, про историю малых городов, — рассказал заместитель директора Института российской истории РАН Сергей Журавлев. — В разные периоды населенные пункты, которые сейчас мало о чем говорят людям, играли очень важную роль".
В РЖД приводят в пример Вышний Волочек, который из-за обилия водных артерий называют "русской Венецией". С конца XIX века городок играл значительную роль в художественной жизни страны, поскольку здесь расположена "Академичка", или Академическая дача имени Ильи Репина. Здесь творили Илья Репин, Архип Куинджи, Исаак Левитан, Николай Рерих и другие мастера. В Малой Вишере проект рассказывает о здании вокзала, построенном в 1856 году по проекту архитектора Рудольфа Желязевича. В то время здание относилось к числу построек первого класса. В 1975 году на въезде в город на трехметровом пьедестале установили памятник "Пушка" — еще одну местную достопримечательность, напоминающую о Великой Отечественной войне.
Экспозиции в Тайшете и Тынде рассказывают о малых народах, которые трудились на грандиозной стройке ХХ века, а также о других малоизвестных фактах БАМа. Например, название города Тайшет, где в 70-е годы прошлого века располагалась главная строительная база БАМа, буквально означает "холодная река". Топоним родом из языка коттов — кочевого народа, проживавшего на территории Красноярского края и Иркутской области. Задолго до строительства БАМа Тайшет был местом политической ссылки и позже получил неофициальной статус лагерной столицы. Первыми же строителями западного участка БАМа — от Тайшета до Усть-Кута — были заключенные.
Организаторы проекта говорят, что в каждом городе было подобрано свое историческое наполнение. "Люди, которые пересаживаются на вокзалах, часто располагают свободным временем. И конечно, оно не будет потрачено зря, если пройтись вдоль этой выставки", — считает член президиума Российского исторического общества Константин Могилевский.