Сегмент добровольного медицинского страхования является одним из немногих локомотивов развития петербургского рынка страхования
По данным Центрального банка России, сборы страховщиков Северо–Западного региона России по ДМС в I квартале 2019 года составили 27,6 млрд рублей против 6,1 млрд в I квартале 2018–го (+352,4%). Рост рынка ДМС в Петербурге в первые 6 месяцев 2019 года составил 287%. Эксперты объяснили, что подобные показатели в итоговой отчетности были достигнуты за счет того, что страховая премия по ДМС от "Газпрома" до того учитывалась как премия по Москве (там за первое полугодие рынок упал на 14%), а с этого года — по Петербургу. По оценкам СК "Капитал–Полис", объективно рост рынка в Петербурге составил 11%.
Следствие селекции
Как рассказал Владимир Яковлев, управляющий директор по личному страхованию Северо–Западного дивизиона "Ренессанс страхования", сейчас ситуация на рынке стабилизировалась. Благодаря усилиям страховых компаний, постоянно изобретающих новые привлекательные для клиентов программы, серьезный отток клиентов уже не происходит. Более того, эксперты отмечают, что большинство корпоративных клиентов в Петербурге перестали рассматривать варианты сокращения программ.
"Напротив, часто речь идет о некотором расширении сети партнеров или состава услуг", — говорит Владимир Яковлев. Так, в СК "Либерти Страхование" были проведены две модернизации продукта по ДМС, при которых было увеличено наполнение страхового покрытия и дополнены новые сервисы.
"Например, мы включили телемедицину, помощь на территории РФ, убрали ограничения по количественно ограниченным услугам, ввели новые диспансерные скрининги, высокотехнологичные виды лечения при патологии сосудов", — уточняет Игорь Стёпин, директор департамента по сопровождению ДМС компании "Либерти Страхование".
Однако оптимизировать свои расходы руководители все же пытаются. Так, по словам Владимира Яковлева, нередко работодатель уходит от единой программы на весь коллектив в сторону зависимости наполнения программ от стажа работы и должности, а также включения в договоры франшизы, то есть оплаты небольшой части расходов на лечение самим сотрудником.
"Рост популярности франшизы — устойчивый тренд на рынке, — считает Владимир Яковлев. — При франшизе 10–20% на поликлинические услуги работодатель может сэкономить до 20–40% своих расходов на ДМС".
Страховые компании в большинстве случаев, напротив, терпят убытки из–за стремления работодателей сэкономить подобным образом.
"Такой способ приводит к антиселекции и, как следствие, к увеличению расходов страховой компании, поскольку в этой ситуации страхование выбирают только те, кому это необходимо. Если же сотрудник все же заплатил за полис, то у него возникает желание "выработать" его, даже если в этом нет необходимости", — поясняет Алексей Кузнецов, генеральный директор СК "Капитал–Полис". Растущая стоимость коммерческих медуслуг подкрепляет этот тренд.
По данным СК "Капитал–Полис", в 2019 году впервые за последние 5 лет клиники увеличили свои тарифы — в среднем на 10%, а некоторые учреждения повысили цены на 50%.
"В настоящее время требования к качеству медицинских услуг и медицинскому сервису растут, — объясняет руководитель отдела ДМС медицинского центра "СМ–Клиника" Ольга Поспелова. — Удешевление медицинских услуг путем замены дорогостоящих препаратов или оборудования на более дешевые недопустимо в условиях современной медицины и может приводить к ухудшению качества услуги и состояния пациента. Лишь крупные клиники и холдинги могут повысить уровень своих услуг без повышения их стоимости".
Война цен
По данным СК "Ренессанс страхование", средняя инфляция по договорам ДМС по итогам года составила 6–7%, но страховые компании, в первую очередь за счет специальных условий, которые они могут получить от медучреждений за счет крупных объемов закупок, сдерживают рост стоимости программ ДМС.
За счет этого процесс отказа от ДМС практически полностью остановлен. По словам Алексея Кузнецова, в настоящий момент клиенты скорее пытаются найти более дешевые варианты. В большинстве случаев им это удается, поскольку сейчас для большинства компаний, работающих на рынке добровольного медицинского страхования, характерна тенденция заморозки цен. Стоимость же полисов ряда федеральных страховых компаний имеет устойчивую тенденцию к снижению.
"Такого демпинга, как сейчас, я не видел на петербургском рынке ДМС никогда — а я работаю на нем с 1992 года, — комментирует Алексей Кузнецов. — На самом деле то, что сейчас происходит, иначе как катастрофой назвать нельзя. Демпинг крупных федеральных игроков уже начинает зашкаливать, и перспективы развития этой ситуации представляются довольно удручающими — причем как для страховых компаний, так и для клиентов".
Избыточное лечение
Сложность ситуации, в частности, состоит в том, что, пытаясь сохранить доходы, клиники зачастую заставляют пациентов проходить процедуры и обследования, в которых нет необходимости.
"Лечебные учреждения находятся в непростой ситуации, так как поток пациентов "с улицы" сократился из–за снижения покупательной способности граждан и ДМС остается для них единственным надежным источником средств, — поясняет Игорь Стёпин. — С одной стороны, благодаря этому лечебно–профилактические учреждения стали более договороспособными с такими игроками, как страховые компании. Однако оборотной стороной этой ситуации является гипердиагностика или избыточное назначение медицинских услуг. И здесь страховщикам необходимо прикладывать больше усилий в плане контроля за лечебно–профилактическими учреждениями".