Сегодня ровно в полдень все телевизоры в Петербурге и Ленинградской области заработают по–новому. Переход на цифровое вещание, о котором так долго говорили чиновники, совершился. Правда, заметит это лишь считаное количество граждан, которые, вопреки многократным предупреждениям, не успели своевременно заменить аналоговые приемники или купить специальную приставку. Их ждет неприятный сюрприз. Основная же масса продолжит смотреть (или не смотреть) телевизор, как и раньше.
Периферийный смотр
За неделю до перехода Петербурга на цифру компания Mediascope, занимающаяся замерами телевизионной аудитории, представила свой новый проект. Теперь она готова давать данные о том, каков охват телеэфира не только в крупных городах, как было раньше, но и в населенных пунктах с населением меньше 100 тысяч человек. Стационарные пиплметры установлены на 1000 телевизорах, работающих в малых городах и сельской местности.
Сразу выяснилось много интересного, хотя и предсказуемого. Да, на селе и в малых городах телевизор действительно смотрят больше — 67% включают его ежедневно (в крупных городах — 64%, в среднем по России — 61%). За просмотром житель небольшого города проводит 3 часа 47 минут в день, крупного — 3 часа 11 минут, а по стране — 3 часа 29 минут. При этом прослеживается четкая зависимость: чем старше человек, тем чаще он сидит у телевизора. В возрастной группе 65+ среднесуточное время просмотра переваливает за 5 часов, при этом в городках показатель выше, чем в многонаселенных пунктах, на 3%.
Компания посчитала и количество самих телевизоров, выяснив, что в сельской местности их меньше — у половины населения один на семью. А вот спутниковыми тарелками, что понятно, в глубинке пользуются более активно — 28% против 9% в мегаполисах.
А есть еще и дачи
Стоит напомнить, что совсем недавно, в августе, Mediascope внедрил еще одну новинку — исследование того, как жители крупных городов смотрят телевизор на дачах или в загородных домах. Выяснилось, что довольно активно. Замеры в возрастной группе 55+, например, увеличили средний показатель домашнего просмотра сразу на 22%. На даче телепродукцию также активно потребляют дети и подростки от 4 до 17 лет (+19%). А вот люди в самом расцвете сил, от 18 до 34 лет, видимо, в свободную минуту предпочитают планшет или книжку даже на пленэре (всего лишь +5%).
Среднее время просмотра на даче, разумеется, тоже ниже. Все–таки большинство приезжает, чтобы вскопать грядки, подвязать кусты или просто отдохнуть от шума. В том числе информационного. Общий дачный показатель — 30 минут. У старшего поколения 55+ — чуть больше часа.
Битва за респект
Генеральный директор Mediascope Руслан Тагиев, презентуя новые замеры, специально оговорился, что компания запустила все "по собственной инициативе, благодаря решению акционеров компании инвестировать в этот проект". Согласно базе СПАРК, акционерами АО "Медиаскоп" являются ООО "ВЦИОМ–медиа" (80%) и британский холдинг WPP Group через финскую "дочку" TNS Gallup (20%).
Масштабирование исследований телеаудитории укладывается во вполне ясную коммерческую логику. В условиях практически отсутствующего экономического роста рекламные бюджеты, во–первых, сокращаются, а во–вторых, неумолимо перераспределяются в пользу других медиа, в первую очередь интернета. Телевизионщикам, привыкшим за долгие годы к положению почти монополистов, нужны все более веские доводы для привлечения рекламодателей на свои площадки. И новые показатели придутся как нельзя кстати.
Вполне очевидна и политическая актуальность более подробного анализа круга телезрителей. Крупные города давно и прочно сидят на игле интернета. Ноутбуки, планшеты и Wi–Fi есть, конечно, и в малых населенных пунктах. Но основным окном в мир там по–прежнему остаются голубые экраны. Соответственно, кураторов внутренней политики как федерального, так и регионального масштаба волнует то, сколько времени люди проводят за просмотром новостей и вечерних политических ток–шоу. От кого–то же россияне должны узнавать про самые лучшие в мире ядерные ракеты, а также о мудрых геополитических решениях и коварных иностранных агентах, укравших весь лес. С блогерами, ютуберами и инстаграмерами в этом плане каши не сваришь, а телеведущие всегда в строю.
В Mediascope уверяют, что зондирование малых городов было инициативным; подозревать другое значило бы впадать в излишнюю конспирологию. Главное, что тренды лишний раз подтверждают, что хоронить телевизор рано — он еще поборется за наши деньги и души.