Банк России остудил излишний оптимизм

 

Решение Банка России снизить ключевую ставку на 25 б. п., до 6,25% годовых, было ожидаемым и незначительно повлияло на рубль и ОФЗ в пятницу.
В последнее время в связи с быстрым снижением инфляции и явными дезинфляционными трендами в экономике многие аналитики и управляющие облигационными портфелями уже прогнозировали достаточно мягкую политику Банка России на следующий год, появлялись прогнозы снижения ключевой ставки вплоть до 5,5%, а также прогнозы пересмотра уровня нейтральной ставки (уровень ключевой ставки, при котором не оказывается ни повышательного, ни сдерживающего влияния на инфляцию, сейчас он составляет 6–7% годовых).
Регулятор постарался немного остудить излишний оптимизм участников рынка, в пресс–релизе появилась фраза: "При развитии ситуации в соответствии с базовым прогнозом Банк России будет оценивать целесообразность дальнейшего снижения ключевой ставки в первом полугодии 2020 года". Напомню, что раньше ЦБ, оценивая возможности снижения ставки в будущем, обычно ограничивался фразой: "При развитии ситуации в соответствии с базовым прогнозом Банк России будет оценивать целесообразность дальнейшего снижения ключевой ставки на одном из ближайших заседаний", что означало — на одном из трех ближайших заседаний. Иначе говоря, принимая решение о снижении ключевой ставки, регулятор увеличил временной интервал, в течение которого возможно снижение ставки в будущем, это можно трактовать как жесткий сигнал рынку. Более того, это не означает, что ставка обязательно будет снижена в этот период, регулятор при принятии решения будет оценивать все факторы, как внутренние, так и внешние.
Интересно то, что сказала председатель Банка России Эльвира Набиуллина на пресс–конференции, которая прошла после заседания совета директоров. Отмечу некоторые моменты.
1) Пространство для снижения ставки сохраняется, однако такое решение может быть принято и позже.
2) Эффект от пяти решений по снижению ставки будет растянут во времени, его предстоит оценить.
3) Банк России сохраняет оценку нейтральной ставки на уровне 6–7%. Чтобы пересмотреть этот уровень диапазона нейтральной ставки, недостаточно данных.
4) В первом квартале следующего года инфляция прогнозируется ниже 3%, однако это временное понижение. Во втором полугодии инфляция будет возвращаться к уровню вблизи 4%.
5) Сохраняется потенциал дальнейшего снижения кредитных ставок.
Вероятность изменения тренда инфляции в следующем году (рост инфляции) уже отмечалась ранее многими аналитиками, и Банк России подтвердил этот прогноз. Более того, регулятор отметил сохранение проинфляционных рисков на более длительном горизонте.
Основные факторы, которые будут определять возможность дальнейшего смягчения денежно–кредитной политики Банком России и, соответственно, будущее снижение кредитных ставок в экономике, — это инфляция и инфляционные ожидания. Как видим, перспективы снижения инфляции и инфляционных ожиданий не столь очевидны. Таким образом, можно предположить, что в ближайшей перспективе возможно некоторое снижение кредитных ставок и доходностей государственных рублевых облигаций (ОФЗ), однако размер такого снижения будет ограниченным.
Дмитрий Ибрагимов, замруководителя департамента управления активами ООО "УНИВЕР Сбережения"