Чудом сохранившиеся деревянные дачи аристократии и богемы, знаменитые храмы, старинный парк на Елагином острове, симпатичные «немецкие» коттеджи — все это нынче придает Новой Деревне особый шарм. Это один из редких уютных уголков Петербурга, где ощущается память места. «ДП» рассказывает о том, как дух тихой дачной местности может органично вписываться в жизнь современного района.
Храмы, парк и вокзал
Согласно официальным данным Смольного, Новой Деревней считается район между Липовой аллеей, Торфяной дорогой, Богатырским проспектом, Черной речкой и Большой Невкой. Свое название он получил от поселения крепостных крестьян графа Бестужева-Рюмина, которые в середине XVIII века были заняты на строительстве дворца и устройстве парка на Каменном острове. Новой деревню стали называть, потому что рядом находилась Старая Деревня, которая появилась раньше.
Почти сразу в Новой Деревне появился православный храм. Первая Благовещенская церковь была построена в 1760-е годы у берегов Невки. Здание было деревянным, и в начале XIX века оно было уничтожено ударом молнии. Тогда на том же месте построили новый каменный храм, который сохранился по сей день.
На фото: Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
«Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы является одним из старейших зданий на Приморском проспекте, — говорит «ДП» краевед Приморского района Андрей Михайлович Жданов. — Этот памятник архитектуры эпохи классицизма представляет собой редкий образец храмов, построенных в виде круглой ротонды, оформленной тосканской колоннадой. В 1903 году к церкви по проекту Василия Теплова пристроили колокольню, разобранную в 1946–1947 годах. В наши дни колокольню восстановили на другом месте, ближе к улице Савушкина».
С годами у имения менялись хозяева, и в XIX веке место крестьян заняли дачники. В пушкинскую эпоху Новая Деревня стала местом аристократическим: там жили друзья поэта, какое-то время снимал дачу и сам Александр Сергеевич. Со временем для развлечения дачников в Новой Деревне стали открываться многочисленные увеселительные заведения, придавшие ей славу «разгульного Петербурга».
В конце XIX века на берегу Большой Невки появился вокзал частной железной дороги. Как рассказал «ДП» инженер путей сообщения, историк Леонид Москалев, трасса шла на Сестрорецк с ответвлением на дамбу в районе Лисьего Носа. По широкой колее туда курсировал паровой трамвай. В наши дни на дороге сохранился целый ряд отрезков дореволюционных рельс бывшей Сестрорецкой железной дороги, о чем свидетельствуют клейма на них.
Электричка на переезде в районе платформы "Старая деревня"
В 1909 году бурятский лама Агван Доржиев приобрел участок земли на берегу Большой Невки, где началось строительство буддийского храма, ставшего одним из самых необычных сооружений Новой Деревни. Архитектор Гавриил Барановский разработал проект дацана в соответствии с канонами тибетской архитектуры. Для руководства строительством был создан комитет ученых-востоковедов. Стены кумирни сложили из колотого гранита, фасады украсили яркими узорами, а в интерьерах разместили витражи, выполненные по эскизам Николая Рериха. По соседству с храмом построили жилой дом для лам и паломников.
На фото: Санкт-Петербургский Дацан Гунзэчойнэй
«Буддийский храм — одно из самых экзотических сооружений стиля модерн. Широкая лестница ведет к четырехколонному монументальному портику, который украшает «колесо учения» — дхармачакра, символ первой проповеди Будды — и золотые фигуры оленя и лани, вышедших эту проповедь послушать, — рассказывает Андрей Жданов. — Отделку ритуального зала со статуей Большого Будды в алтарной нише исполнили бурятские мастера. Трехнефный молельный зал освещается сверху через фонарь с цветными витражами. В 1930 году храм закрыли, во время войны в нем располагалась военная радиостанция. С февраля 1991 года дацан снова стал действующим и начались реставрационные работы. В 2010 году перед входом в храм установили каменные скульптуры льва и львицы. Покрутив гранитный шарик в пасти, можно попросить у львицы, символа женского начала, счастья в семье, а у льва — успехов в бизнесе».
На противоположном от дацана берегу Большой Невки находится один из самых известных и благоустроенных парков нашего города — ЦПКиО им. Кирова. До революции Елагин остров являлся одной из царских резиденций. С 1826 года в парк был открыт публичный доступ, а с 1917 года он находится в общественном достоянии.
На фото: Вид на ЦПКиО им. Кирова
Старинные усадьбы среди пятиэтажек
После революции уклад жизни в Новой Деревне почти не поменялся: она все так же оставалась дачной местностью. Переломным моментом в истории стала блокада Ленинграда: тогда почти все деревянные постройки были разобраны на дрова. До наших времен сохранилось всего два дома, которые дают представление о характере старой застройки этих мест. Это дача Шишмарева, являющаяся ярким примером деревянного зодчества эпохи классицизма, и так называемая вилла Катри, принадлежавшая жене директора Санкт-Петербургской конторы Московско-Купеческого банка Екатерине Исаевой.
«Удивительным образом до наших дней на набережной Большой Невки сохранилась деревянная дача Шишмарева, театрала и поклонника живописи. Небольшой усадебный дом в классическом стиле был построен в 1824–1825 годах архитектором Авраамом Мельниковым. От дома до самой воды тянулись цветочные клумбы, а по бокам стояли оранжереи. По распоряжению Шишмарева на даче была построена специальная мастерская, в которой могли работать приезжавшие летом на дачу живописцы, — рассказывает краевед Андрей Жданов. — Первым любезностью хозяина воспользовался Орест Кипренский, а несколько лет спустя на даче Шишмарева поселился выдающийся русский художник-портретист Карл Брюллов, написавший знаменитый портрет дочерей Шишмарева Ольги и Александры. На заднем плане этой картины можно увидеть очертания усадебного дома. В настоящее время на даче Шишмарева размещается детская художественная школа».
На фото: Дача Шишмарёва.
После войны на бывших пригородных территориях стали появляться новые дома — сначала «немецкие» коттеджи, а потом хрущевки. Малоэтажный характер советской застройки, узкие улочки и обилие зелени во многом позволили сохранить Новой Деревне свой «пригородный» шарм. Среди скромных жилых домов выделяется монументальное здание в стиле классицизма советского периода, расположенное на набережной Большой Невки. Там находится Всероссийский научно-исследовательский и проектный институт комплексной энергетической технологии (ВНИПИЭТ) — ведущая проектная организация по созданию объектов атомной промышленности.
«Разработкой проекта занимались молодые архитекторы, сотрудники института. Строительство началось в 1954 году и завершилось в январе 1960 года, — рассказал Андрей Жданов. — В классическом стиле выполнены и интерьеры здания, из которых особенно интересен актовый зал в форме амфитеатра».
Новая жизнь бывшей окраины
Если часть Новой Деревни близ Большой Невки в советское время стала благоустроенным районом, то территории к северу оттуда продолжали быть «медвежьим углом» до конца 1990-х годов. Все изменилось с открытием станции метро «Старая Деревня»: там появился удобный транспортный узел — с расположенной поблизости железнодорожной станции можно легко добраться в Сестрорецк и Зеленогорск. Или сесть на автобус в Кронштадт. Подтянулась к метро и торговля, сейчас там работают несколько крупных торговых центров.
Электричка на переезде в районе платформы "Старая деревня"
В 2003 году, к 300-летию Санкт-Петербурга, недалеко от станции метро «Старая Деревня» открылась и первая очередь реставрационно-хранительского центра Государственного Эрмитажа. Сегодня центр включает в себя пять зданий: фондохранилище, выставочно-лекционный, реставрационный, инженерный и административный корпуса. На очереди возведение Большой Эрмитажной библиотеки, которое должно завершиться в 2023 году.