С ног на голову: как коронавирус изменил привычный уклад жизни

COVID–19 меняет нашу жизнь с невероятной скоростью. Все, что еще вчера казалось нормой, сегодня меняет знак с плюса на минус. И наоборот. Раньше работодатель наказывал за прогулы — теперь ругает за приход в офис без острой необходимости. Раньше мы ратовали за появление специальных площадок для выгула собак (причем подальше от дома) — теперь прохаживаемся с питомцем только в радиусе 100 м от жилища.
Раньше стремились побывать в разных уголках планеты — теперь даже по телевизору с болью смотрим на то, как устроена там жизнь. Раньше слово "нерукопожатный" было ругательным, а нынче все мы стали нерукопожатными, причем в этом, напротив, есть проявление уважения и даже заботы о здоровье друг друга.
Предыдущие кризисы очищали экономику от слабых компаний — нынешний бьет по всем без разбору, причем по сильным в первую очередь. Раньше мы советовали властям давать предпринимателю не рыбку, а удочку — сейчас всё ближе подходим к идее прямой раздачи денег. Последние 10 лет мы гордились, что вошли в число крупнейших мировых экспортеров зерна, — и вот уже этот экспорт начинаем ограничивать.
Раньше приучали потребителя вовремя платить за услуги ЖКХ — теперь освобождаем его от пеней и гарантируем, что выселения из–за неоплаты не будет. Раньше заступались за дольщиков — теперь готовы позволить строителям без санкций переносить сроки сдачи.
И даже за введение в России более строгих карантинных мер, чем сейчас, вплоть до установления режима ЧС, выступают главным образом не силовики, а политики либерального толка. Мир перевернулся?
Во многом да. Наступила какая–то совсем иная жизнь. Не покидает ощущение, что все это происходит не с нами, а в затянувшемся фильме ужасов. Понятно, что нынешняя жизнь–"перевертыш" — это не навсегда. Но многие привычные нам постулаты она уже разрушила. И многому научила. Например, не игнорировать достижения цифровой эпохи, а жадно впитывать их, ведь в период карантина они становятся единственным окном во внешний мир.
И главный, пожалуй, урок — не относиться снисходительно к природе и ее капризам. Она лишний раз показала, что по–прежнему сильнее наших догм, политиков и законов экономики.
Автор — Алексей Клепиков, редактор "ДП"