История с продолжением: как обеспечить успех проекта и не переборщить с креативом

Автор фото: Freepik

"Деловой Петербург" предлагает вам подборку интересных кейсов. И напоминает, что принять участие в проекте может любая компания. Если у вас есть история об удачно (или не очень) реализованной бизнес-задаче — пишите в редакцию: case@dp.ru .

Накопительный эффект

Компания : ГК Volts Battery
Задача : перейти с контрактного на собственное производство, в результате чего — увеличить скорость внедрения новых версий продукции, снизить её себестоимость, обеспечить наличие товара в нужный клиенту момент. Реализовать концепцию площадки, объединяющей цех и гостевую зону в формате шоурума. Наладить процессы для последующего масштабирования, создавать продукт на уровне мировых лидеров индустрии
ГК Volts Battery перешла в стадию серийного производства и активной реализации собственной разработки — накопителя электроэнергии — в 2019 году. На начальном этапе предприятие устраивал вариант контрактного производства (в Сибири), однако к 2022 году подрядчик перестал справляться с объёмом заказов в требуемые сроки: количество контрактов компании ежегодно растёт в 3–4 раза. Проблему наличия продукта было решено закрыть благодаря запуску собственного производства в Петербурге, где располагается головной офис предприятия. И, соответственно, перейти на новый этап развития бизнеса.
Также такой шаг позволил улучшить ряд показателей. Во-первых, возросла скорость итераций — теперь новые версии продукта компания может выводить несколько раз в год. Во-вторых, оптимизация производства позволила снизить себестоимость продукта. В-третьих, возможность перегруппировать процесс сборки повысила шансы для гибкого подхода к запросу клиента.
В ходе реализации проекта возникло несколько проблем. Продукт является технически сложным устройством, для которого требуются электронные компоненты, изготавливаемые в разных странах. Пришлось перестраивать логистические цепочки, перейдя на многоступенчатую модель.
Но главной задачей стало найти подходящее помещение. "Мы хотели создать не просто индустриальное производство, а большой шоурум, куда можно приглашать гостей, клиентов и т. д. И это был некий челлендж для нас — найти классную, подходящую по всем критериям площадку", — рассказывает Александр Кияница, CEO группы компаний Volts Battery. Нужный вариант смог предложить завод им. Степана Разина.
Следующий вызов — организация сборки устройств, когда производственный процесс разбивается на зоны и на циклы, в пространстве, устроенном по типу open space. Здесь стояла задача минимизировать перемещения продукта, а также передвижения сборщиков и материалов. Здесь пригодился уже имевшийся опыт: на производстве в Сибири весь процесс налаживали сотрудники Volts Battery.
Так как премиальный продукт требует высокой точности сборки, особое внимание было уделено выбору инструмента и подготовке команды сборщиков. На сегодня производство прошло полный цикл — от момента закупки комплектующих до выпуска партии, все процессы отлажены.
Следующий шаг в масштабировании производства — наращивание объёмов, увеличение команды, автоматизация, роботизация некоторых узлов. Также компания планирует открыть на площадке полноценную выставочную зону.

"Кита" тянет на дно

Компания : "Фарсэй"
Проблема : плавучий развлекательный комплекс частично затонул, не проработав ни дня
Последствия : от владельцев дебаркадера требуют убрать имущество и расплатиться по долгам, правоохранительные органы проводят проверки
Утром 27 марта накренился и начал тонуть в Неве дебаркадер "Серебряный кит", пришвартованный около пр. Обуховской Обороны, напротив парка им. Бабушкина. По предварительной версии, в ЧП виноват ледоход, который повредил понтон.
"Серебряный кит" был построен в 2001 году как плавучий развлекательный комплекс. Идея принадлежала московской компании "Фарсэй", которая изначально хотела разместить его в столице. Однако согласовать размещение объекта не удалось, и его направили в Петербург. Но и здесь огромный дебаркадер площадью 2800 м2 не смог найти себе места. В течение нескольких лет он перемещался по Неве, задерживаясь то у Летнего сада, то на Выборгской наб., то на наб. Кутузова.
Лишь в 2016–2018 годах компания–владелец сумела заключить договор аренды набережной напротив парка им. Бабушкина и договор водопользования. Первый истёк в 2021 году, второй расторгли за неуплату. То есть на момент подтопления "Серебряный кит" находился у причала незаконно. Дебаркадер пытались продать на "Авито" за 35 млн рублей, но безуспешно.
История несколько символичная — когда-то в Петербурге были планы использовать акватории в черте города, устанавливать вдоль набережных разного рода плавучие конструкции под рестораны и даже отели. Но это направление было забыто. Можно вспомнить несколько частных примеров переоборудования старых судов под плавучие дома, но как исключения. К тому же они не находятся в центральных районах. Насколько нужно Петербургу походить на условный Амстердам, вопрос риторический. Там это решение задачи недорогой аренды в центре. Да и каналы если и замерзают, то не настолько. Действительно, смотреть на наш город лучше с воды. С другой стороны, Петербург так толком и не попробовал это направление. В городе есть участки акватории, в том числе рядом с необустроенными пока набережными, где появление дебаркадеров было бы уместно. Например, в перспективных проектах комплексного перезапуска территорий под парки и общественные пространства. При условии, конечно, адекватной ставки аренды и упрощения согласовательных процедур. Если вспомнить дореволюционный период, то городская акватория тогда использовалась по полной, причём весьма непрезентабельными плавсредствами логистики тех лет. Хороший пример подобного сооружения с эстетической точки зрения — это дебаркадер МЧС напротив Петропавловской крепости. И стилизация есть, и приспособление под современное использование. Или "Летучий Голландец" у Мытнинской набережной, уже ставший символом места. Наверняка удачные коммерческие проекты могли бы появляться в городе. В конце концов ледовая обстановка на реках Петербурга — это вопрос технический. Вопрос же регуляторный делает этот потенциальный бизнес-фарватер пока непроходимым.
Сергей Софронов
коммерческий директор ГК "ПСК"

Медицина здесь бессильна

Организации : администрация Санкт–Петербурга, Газпромбанк, "Импреса Пиццаротти энд К.С.П. А."
Проблема : затянувшиеся согласования и введение санкций поставили крест на крупном проекте ГЧП
Последствия : город будет строить новую больницу за свой счёт
До конца 2023 года должно быть расторгнуто первое в России соглашение о ГЧП в области медицины, заключённое в Петербурге в 2015 году. Об этом говорится в отчётности ООО "Невская медицинская инфраструктура". Компания была создана в 2014 году и принадлежит на 29% структуре Газпромбанка, а на 71% — итальянскому АО "Импреса Пиццаротти энд К.С.П.А.".
"Невская медицинская инфраструктура" подписала с городом договор на строительство реабилитационного корпуса Городской больницы №40 Курортного района площадью 31 тыс. м2 на 480 коек. Это должно было улучшить показатели медицинской реабилитации в городе, в том числе стимулировать развитие медицинского туризма. Общую стоимость проекта оценивали в 18 млрд рублей. Если бы всё пошло по плану, то больница была бы построена в 2018 году и срок возврата инвестиций уже бы подходил к концу.
Однако реализация проекта затянулась. В 2018 году был подписан лишь первый акт согласования по медицинскому оборудованию больницы. Потом оказалось, что габариты не соответствуют Правилам землепользования и застройки, которые корректировались как раз незадолго до этого. В 2019 году отрицательное заключение на проект выдала экспертиза. Потребовалась его корректировка, не предусмотренная соглашением. Пока стороны обсуждали сложившуюся ситуацию, стали расти цены на стройматериалы и медоборудование. Окончательно проект добили введённые в 2022 году санкции — финансирование со стороны основного акционера стало практически невозможным. Ещё некоторое время шли поиски другого партнёра, которые не увенчались успехом.
Весной 2023 года комитет по строительству объявил конкурс на проектирование и строительство нового корпуса 40-й больницы за счёт средств бюджета Санкт-Петербурга. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 11,45 млрд рублей. Если проект не столкнётся с новыми трудностями, то больница будет готова в 2025 году.