"Кита" тянет на дно

компания: "Фарсэй" проблема: плавучий развлекательный комплекс частично затонул, не проработав ни дня последствия: от владельцев дебаркадера требуют убрать имущество и расплатиться по долгам, правоохранительные органы проводят проверки

Утром 27 марта накренился и начал тонуть в Неве дебаркадер "Серебряный кит", пришвартованный около пр. Обуховской Обороны, напротив парка им. Бабушкина. По предварительной версии, в ЧП виноват ледоход, который повредил понтон.
"Серебряный кит" был построен в 2001 году как плавучий развлекательный комплекс. Идея принадлежала московской компании "Фарсэй", которая изначально хотела разместить его в столице. Однако согласовать размещение объекта не удалось, и его направили в Петербург. Но и здесь огромный дебаркадер площадью 2800 м2 не смог найти себе места. В течение нескольких лет он перемещался по Неве, задерживаясь то у Летнего сада, то на Выборгской наб., то на наб. Кутузова.
Лишь в 2016–2018 годах компания–владелец сумела заключить договор аренды набережной напротив парка им. Бабушкина и договор водопользования. Первый истёк в 2021 году, второй расторгли за неуплату. То есть на момент подтопления "Серебряный кит" находился у причала незаконно. Дебаркадер пытались продать на "Авито" за 35 млн рублей, но безуспешно.
История несколько символичная — когда–то в Петербурге были планы использовать акватории в черте города, устанавливать вдоль набережных разного рода плавучие конструкции под рестораны и даже отели. Но это направление было забыто. Можно вспомнить несколько частных примеров переоборудования старых судов под плавучие дома, но как исключения. К тому же они не находятся в центральных районах. Насколько нужно Петербургу походить на условный Амстердам, вопрос риторический. Там это решение задачи недорогой аренды в центре. Да и каналы если и замерзают, то не настолько. Действительно, смотреть на наш город лучше с воды. С другой стороны, Петербург так толком и не попробовал это направление. В городе есть участки акватории, в том числе рядом с необустроенными пока набережными, где появление дебаркадеров было бы уместно. Например, в перспективных проектах комплексного перезапуска территорий под парки и общественные пространства. При условии, конечно, адекватной ставки аренды и упрощения согласовательных процедур. Если вспомнить дореволюционный период, то городская акватория тогда использовалась по полной, причём весьма непрезентабельными плавсредствами логистики тех лет. Хороший пример подобного сооружения с эстетической точки зрения — это дебаркадер МЧС напротив Петропавловской крепости. И стилизация есть, и приспособление под современное использование. Или "Летучий Голландец" у Мытнинской набережной, уже ставший символом места. Наверняка удачные коммерческие проекты могли бы появляться в городе. В конце концов ледовая обстановка на реках Петербурга — это вопрос технический. Вопрос же регуляторный делает этот потенциальный бизнес–фарватер пока непроходимым.
Сергей Софронов
коммерческий директор ГК "ПСК"