Место занято: как в центре Петербурга создавали первые платные парковки

"ДП" в рамках проекта "Деловой бестселлер" (придуман и реализуется в сотрудничестве с лидером строительного рынка "Группой ЛСР", которая, как и "ДП", была основана 30 лет назад) продолжает знакомить читателей с событиями в экономической жизни города, которые освещались на страницах издания с 1993 года.

Попытки организовать платные парковки в Петербурге предпринимались властями ещё в 90-х. Смольный таким способом хотел пересадить людей на общественный транспорт и разгрузить центр города от лишнего автотрафика. Именно об этом шла речь в номере "Делового Петербурга" 345 от 26 сентября 1997 года.
Из этой статьи вы узнаете, что:
  • К началу 1997 года в городе было зарегистрировано около 1,5 тыс. платных парковочных мест
  • Развитием этого направления занимался специальный ГУП "Городской центр автостоянок и гаражей"
  • В конце 90-х парковки приносили в бюджет Петербурга более 5 млрд рублей (до деноминации рубля, произошедшей в 1998 году)
  • К началу 1998 года в Петербурге насчитывалось около 1 млн легковых авто. Для сравнения, сейчас этот показатель составляет около 1,8 млн
  • Чтобы бороться с противниками платных парковок, во дворах планировали массово ставить шлагбаумы
  • С автомобилистов хотели собирать до 400 млрд рублей в год (до деноминации) за счёт парковок. Напомним, в 2022 году доходы бюджета Петербурга от платной парковки в Центральном и Адмиралтейском районах города составили свыше 2,2 млрд рублей
Автор материала — Дмитрий Мотыльков (после работы в журналистике долгое время занимал должность пресс-секретаря губернатора Ленобласти Валерия Сердюкова).

Город ударит парковками по автовладельцам

Громадные планы городской администрации по пополнению казны доходами от парковок легковых машин (400 млрд рублей в год) и необходимость разгрузить центр города вступают в противоречие с интересами автомобилистов и горожан.
Только до конца 1997 года будет открыто ещё 10 тыс. машино-мест в центральной части города. Фактически же в городе вводится ещё один налог на стоянку авто. Налогом по какой-то причине называют его и сами чиновники.
В 1998 году количество машино-мест будет доведено до 30 тыс. Кроме того, чиновники хотят пресечь "ненужные", по их мнению, поездки на машине в центр. Видимо, "слугам народа" на дорогах уже становится тесно.

Собирали-собирали

К началу 1997 года в городе было зарегистрировано около 1500 платных парковочных мест. По данным Центра автостоянок и гаражей, только за этот год парковки уже принесли городу более 5 млрд рублей, а до конца 1997 года власти рассчитывают собрать ещё 3 млрд рублей.
По заявлению директора Центра автостоянок и гаражей Андрея Подобеда, после всех перечислений собранных средств центру остаётся всего лишь около 250 млн рублей. Если сравнить цифру собранных средств с планом, то в 1998 году сбор средств должен вырасти в 50 раз.
Власти мотивируют предстоящее увеличение машино-мест тем, что ежегодный прирост автомобилей составляет 20%, а всего, по их данным, в Петербурге около 1 млн легковых автомашин.

С машин — в автобусы

"Внедрение системы парковок упорядочит движение в центре и отсечёт тех автомобилистов, которые могли бы не ехать в центр на машине. Пускай пользуются общественным транспортом. Да и бюджет должен пополняться", — заявляет заместитель председателя комитета по благоустройству и дорожному хозяйству Владимир Дедюкин.

Каждому двору — по шлагбауму

После организации первых автостоянок автолюбители стали парковаться во дворах, чтобы не платить деньги. Чтобы пресечь сию практику, чиновники хотят установить в каждой подворотне ворота.
Чтобы поступления были регулярными, в 1998 году городские власти будут вводить систему долгосрочных парковочных билетов. По замыслам чиновников, владельцы авто будут выкладывать деньги сразу за год вперёд. Это же будут практиковать и бизнесмены, которые захотят оплачивать стоянку машин всех (или избранных) своих сотрудников. Вероятно, будут введены билеты и на полгода, и на квартал, и на месяц.
"Цена должна быть доступной для водителей — 1 млн рублей в год. Тогда мы и парковщиков отучим работать с налом", — рассуждает Владимир Дедюкин.
В 1997 году было продано билетов на сумму всего 1 млрд рублей. Сейчас стоимость 1 часа стоянки машины составляет 8 тыс. рублей.
Городской центр автостоянок и гаражей обнародовал свои планы на будущее. До конца года в центре Петербурга количество платных парковочных машино-мест увеличится с 5,5 тыс. до 10 тыс. В 1998 году центр обещает довести число платных парковочных мест до 30 тыс., сделав своей вотчиной весь город.
То есть, вопреки обещаниям губернатора в городе явочным порядком вводится новый налог на автомобилистов. Причём планы по его сбору грандиозны. Центр автостоянок и гаражей обещает со временем собирать с автомобилистов парковочным способом 400 млрд рублей в год. Если учесть, что парковочные инспектора-сборщики отчитываются перед центром по плану сдачи, реальные поборы могут составить и 800 млрд, и даже 1 трлн рублей, а может быть, и больше.
Удивительно, что гаражный центр приводит сумму всего в 400 млрд рублей. Ведь, если при сегодняшнем часовом тарифе (8 тыс. рублей) на каждой из 30 тыс. петербургских парковок ежедневно в течение часа задержится хотя бы один автомобиль, годовая сумма сборов центра (год — 365 календарных дней) уже составит 87,6 млрд рублей. А если не останавливаться на достигнутом и довести количество парковочных мест до 50, до 100 тысяч?
Устройство платных парковок — нормальная практика во всех крупных городах мира. Единственная цель этих мероприятий — освободить проезжую часть на узких или неудобных городских улицах от "лишних" машин. Городская казна пополняется, в общем-то, неправедными деньгами. (Ведь нарушается право человека на пользование не занятой никем в данный момент общей территории.) Но добропорядочные горожане извиняют избранные ими власти потому, что с нежностью относятся к историческому центру города. Ведь "стояночные" средства идут на его благоустройство. Цивилизованным властям цивилизованных городов и в голову не придёт вводить платную парковку рядом с тротуарами широких магистралей или в сложных для проезда местах.
Историческая справка:
Петербургский ГУП "Городской центр автостоянок и гаражей" просуществовал до 2014 года, после чего был реорганизован в "Городской центр управления парковками Санкт-Петербурга". Уже в следующем году, с 3 сентября 2015-го в Центральном районе города на 27 улицах, ограниченных Невским, Лиговским проспектами, набережной реки Фонтанки и Кирочной улицей, начала функционировать новая пилотная зона платной парковки.
В конце 2020 года в зону платной парковки вошла улица Рубинштейна. 1 декабря 2021 года данный перечень пополнила ещё 71 улица Центрального района в границах Невского проспекта, Воскресенской набережной, Синопской набережной и набережной реки Фонтанки.
1 июля 2022 года в платное парковочное пространство вошли ещё 56 улиц Центрального района. С 1 сентября 2022 года зона платной парковки заработала во всём Центральном районе, а с 1 ноября 2022 года на 153 улицах Адмиралтейского района и с 1 июля 2023 года на 141 улице Петроградского района. Сейчас она насчитывает 505 улиц, которые вмещают около 37 тыс. машиномест.
Доходы бюджета Петербурга от платной парковки в Центральном и Адмиралтейском районах города по итогам 2022 года составили свыше 2,2 млрд рублей . При этом сумма средств, полученных с нарушителей, достигла 1,2 млрд рублей. Всего за год было оформлено 29813 парковочных разрешений, 615 разрешений для размещения электромобилей, 183 платных годовых абонементов, а также 438 платных ежемесячных абонементов.