Фармкомпания из Петербурга пытается отсудить перспективный товарный знак

Автор фото: Агентство "Москва"
Конкуренция на фармацевтическом рынке усиливается.

Петербургское ООО "Фармкорп" может забрать у московского НИИ фармакологии им. В. В. Закусова товарный знак и выйти на миллиардный рынок.

Суд по интеллектуальным правам принял к производству заявление "Фармкорпа", занимающегося оптовой торговлей фармацевтической продукцией. Истец просит прекратить защиту товарного знака "БЕМИТИЛ / Bemithylum" по 5-му классу Международной классификации товаров и услуг (фармацевтические и ветеринарные препараты), права на него принадлежат столичному НИИ фармакологии. Своё требование "Фармкорп" мотивирует тем, что ответчик не использует обозначение по заявленному классу МКТУ.
При этом, как следует из данных сервиса "Контур.Фокус", петербургская компания уже обращалась в Роспатент с заявкой на регистрацию собственного товарного знака "БЕМИТИЛ / BEMITHYLUM", фактически схожего до степени смешения с обозначением столичного института. Скорее всего, товарный знак НИИ мешает "Фармкорпу" зарегистрировать собственный бренд.
Препарат "Беметил" (действующее вещество — этилтиобензимидазола гидробромид), который условно можно отнести к так называемой группе адаптогенов, на российском рынке не зарегистрирован, уточнил Николай Беспалов, директор по развитию аналитической компании "АРЭНСИ Фарма". "Соответственно, правовых оснований для обращения данного продукта на рынке нет, однако актуальное регистрационное удостоверение имеет аналог с тем же действующим веществом — “Метапрот” (компания “Анвилаб”). Правда, данный продукт за период с января 2016-го по июль 2023 года также не производился и на российском фармрынке не реализовывался", — добавляет эксперт.
Адаптогены — это обширная категория продуктов, в которую входят как лекарственные препараты, так и БАДы, предназначенных для повышения сопротивляемости организма вредным воздействиям. Если говорить о лекарствах, то наиболее ярким представителем является оксиэтиламмония метилфеноксиацетат (препараты "Трекрезан", "Трекресил", "Трекрезолид"). "За минувший год реализовано порядка 8,7 млн упаковок этого товара на 4 млрд рублей (в ценах дистрибьюторов, включая НДС). А за первое полугодие — 6,4 млн упаковок на 3,1 млрд рублей", — говорит Николай Беспалов. Общий объём продаж препаратов из этой группы, но на растительной основе, в 2022 году составил порядка 4,6 млрд рублей.
По мнению Николая Беспалова, при грамотном продвижении "Беметил" вполне может занять свою нишу, в том числе в рамках спортивной медицины. "Возможно, спектр показаний препарата может быть в ещё большей степени расширен после дополнительных исследований, что, соответственно, расширит и потенциальный объём продаж. В общем, это колоссальный рынок, но для успешной работы потребуется внятное позиционирование и активное продвижение", — считает эксперт.
Екатерина Смирнова, руководитель юридического консалтинга IP–lawyer, обращает внимание, что "Фармкорп" уже сейчас предлагает на своём сайте заказать образец препарата этилтиобензимидазола гидробромид под названием "Бемитил". "Это, возможно, говорит о намерении компании использовать данное название на рынке. И заявка на регистрацию товарного знака, поданная “Фармкорпом”, действительно аналогична спорному обозначению. Скорее всего, это было сделано для того, чтобы подтвердить интерес компании в аннулировании товарного знака НИИ", — рассуждает юрист.
Но даже если "Фармкорп" аннулирует товарный знак НИИ, то может столкнуться с другим препятствием. Название "Беметил" уже использовалось другими компаниями. "Поэтому при регистрации “Фармкорпом” своего знака Роспатент может счесть, что оно утратило различительную способность, то есть вошло в обиход как обозначение товаров определённого вида", — предполагает Екатерина Смирнова.
В "Фармкорпе" на запрос "ДП" не ответили.