Операторы связи "подружились" с биллинговыми решениями российского производства

Автор фото: vostock-photo
Автор фото: vostock-photo

Российские операторы "подружились" с биллинговыми решениями отечественного производства. Внешнее воздействие ускоряет процесс импортозамещения и стимулирует появление более комплексных продуктов.

Российский рынок биллинговых систем (решения для тарификации абонентов и выставления счетов по услугам) в ближайшие 7 лет вырастет с 4,7 млрд до 14,4 млрд рублей, а среднегодовой темп роста составит 22,4%, считают аналитики Strategy Partners. Постепенно операторы связи в России переходят на отечественные решения после ухода из страны зарубежных компаний.

В чём особенность российских решений

Директор по развитию бизнеса Nexign Максим Нартов подчёркивает, что ранее на рынке биллинговых систем были в основном представлены решения классических западных игроков, среди которых можно отметить Amdocs и Netcracker. Сейчас ситуация меняется, но нельзя сказать, что кардинально.
"Процесс импортозамещения идёт достаточно медленно, что связано с несколькими причинами. Во–первых, замена биллинга — ключевой системы — сложный и дорогостоящий проект для операторов, который существенно влияет на бизнес. Во–вторых, подобные системы не входят в зону критической инфраструктуры, что сказывается на скорости их замещения", — уверен он.
Однако спрос на российские решения есть, и рынок уверенно движется в сторону перехода на них. На российском рынке решений для телекома, в первую очередь BSS–систем (системы поддержки операций), отечественные продукты присутствовали и присутствуют, причём для операторов разного масштаба, рассказывает Нартов. При этом их подход к архитектуре достаточно консервативен: решения остаются близки к монолитной схеме и значительно зависят от централизованной системы управления базами данных.
"Число отечественных решений не увеличилось, напротив — на рынке наблюдается консолидация. Для операторов связи вопрос импортозамещения стоит достаточно остро, поэтому они активно ищут варианты для замещения зарубежных решений и компонентов", — добавляет эксперт.

Предложение меняется вместе с запросами

Технический директор оператора связи "Комфортел" Владимир Бутырин, напротив, говорит о том, что большинство операторов сейчас уже пользуются российскими биллинговыми решениями. "Все, с кем мы знакомы, сидят на отечественных биллингах", — утверждает он.
При этом он добавляет, что на рынке биллинговых систем в телекоме активно появляются новые решения, так как у разных операторов разные потребности. "Наши производители стремятся удовлетворить всевозможные потребности телеком–компаний. Ввиду того что все по–своему строят свои бизнес–процессы, биллинги отличаются своей спецификой и учитывают различные аспекты и нюансы", — поясняет Бутырин.
Генеральный директор агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин также говорит, что многое в биллинге зависит от величины и направленности бизнеса. "Здесь стоит вопрос масштабируемости решений. У средних и крупных операторов биллинг давно российский — эти решения появились много лет назад, они достаточно хорошие и учитывают специфику российского телекома. Российские операторы поддерживают большое количество тарифных планов. Плюс у многих есть гибкие настраиваемые тарифы, когда параметры можно менять постоянно. Поэтому российские решения для малых и средних операторов гибче, дешевле и удобнее — здесь чуть проще инфраструктура", — объясняет эксперт.
Исторически крупные операторы в большей степени тяготели к иностранным решениям, а средний и малый телеком–бизнес — к российскому ПО. "Сейчас же ситуация всё больше меняется в пользу отечественного биллинга. Операторы внедряют более доступные и персонализированные российские решения, если они имеют ощутимые и измеримые преимущества для бизнеса и его клиентов", — говорит заместитель генерального директора по стратегическим проектам "Обит" Михаил Телегин.

Сложные случаи

Использование импортных биллинговых решений на текущий момент уже скорее исключение, а не правило, считает Брюквин. При этом совершенно иная ситуация с так называемыми тяжёлыми биллинговыми платформами для крупных операторов.
"Здесь действительно долгое время были проблемы. Было мало решений, которые легко масштабировались, имелись проблемы со сквозным биллингом, когда один оператор предоставляет конвергентные услуги — широкополосный доступ в интернет и мобильную связь, например. Полностью импортозаместить такие тяжёлые продукты было сложно, особенно если имеются в виду программно–аппаратные комплексы, а не только ПО — то есть железо и сам биллинг", — рассказывает Брюквин.
Рынку нужны такие полностью готовые решения, продолжает он. Однако, по мнению эксперта, телеком–компании в России давно стали уже и IT–бизнесом — и с этим они вполне могут справиться сами, потому что имеют достаточную экспертизу.
На рынке заметен рост предложения биллинговых систем от отечественных поставщиков, говорит, в свою очередь, Михаил Телегин.
"Появляются зарекомендовавшие себя решения, они тестируются. Но следует понимать, что для оператора смена биллинга — это не сиюминутное действие. И пока говорить о массовом переходе на новые решения не приходится. В частности, мы в компании “Обит” в зависимости от конкретной задачи и требований к сервису практикуем мультивендорные решения и используем инструменты собственной разработки", — рассказывает он.
Российский телеком в большинстве своём пользуется отечественными биллинговыми решениями, заявили "ДП" в пресс–службе Tele2. В 2020 году оператор приобрёл компанию Bercut и пользуется её биллинговыми продуктами. Сделка позволила сократить затраты на поддержание биллинга, ускорить запуск новых сервисов и оперативно корректировать действующие предложения.
"Биллинговое решение — это ядро, “сердце” IT–решений оператора связи. Проект замены биллинговой системы для миллионов или десятков миллионов абонентов редко укладывается в 5 лет. Так что больше биллинговых решений не становится. Скорее, идёт постоянное совершенствование уже имеющихся", — отметили в пресс–службе компании.

Оставаться технологичными

"Рынок биллинговых систем развивается как за счёт внутренних стимулов (автоматизация бизнес–процессов, оптимизация бизнес–расходов на операционные сервисы), так и за счёт внешних — развитие законодательства в области ПО, новые требования к безопасности, относительно свободный рынок из–за ухода иностранных игроков, а также стремление компаний быть причастными к цифровой трансформации и передовым разработкам", — считает Михаил Телегин.
Максим Нартов, в свою очередь, утверждает, что основной драйвер роста рынка в России — это внешнее воздействие. А именно — уход зарубежных вендоров.
"Второй фактор — развитие бизнеса операторов и перестройка части игроков в сторону экосистемных провайдеров. Сейчас рынок всё больше нуждается в более гибких решениях, способных адаптироваться к различным бизнес–моделям и новым технологиям. Также стоит отметить растущую требовательность со стороны абонентов к качеству услуг и доступу к информации", — заключает собеседник "ДП".