"Дочка" петербургского предприятия открыла бизнес в Перми

Автор фото: freepik.com

"Ситроникс" сменил структуру управления петербургскими "дочками" и учредил для одной из них компанию в Перми. Она претендует на весь российский рынок софта для владельцев электромобилей.

Дочерняя компания петербургского АО "Ситроникс КТ" (входит в группу АО "Ситроникс" АФК "Система") открыла в середине января бизнес в Перми. Она займётся там созданием универсального мобильного приложения для клиентов электрозарядных станций по всей России. Чуть ранее "Ситроникс" передал своей зеленоградской "дочке" доли в строящем электросуда петербургском "Эмпериуме" и почему–то назвал эту "дочку" тоже "Эмпериум". На днях 28% её долей перешли под контроль структур ВТБ.

Чтобы всё в одном

Петербургское ООО "Альбатрос" (управляет недвижимостью и принадлежит АО "Ситроникс КТ") 15 января учредило в Перми ООО "Чарби" — компанию, основным видом деятельности которой указаны "обработка данных, предоставление услуг по размещению информации". У "Чарби" стандартные 10 тыс. рублей уставного капитала, а 0,01% долей принадлежит генеральному директору Александру Шаврину — так часто делают, чтобы руководитель был лично заинтересован в коммерческом успехе фирмы.
Он уже имеет бизнес–опыт — возглавляет автономную некоммерческую организацию по развитию инфраструктуры для электромобилей "Электротранспорт Пермь" и компанию, которая занимается авторемонтом. Обе работают в Перми, их суммарная выручка за 2022 год превысила, по данным СПАРК, 1 млн рублей.
По словам Александра Шаврина, "Чарби" займётся созданием мобильного приложения для оплаты услуг зарядных станций, которое в отличие от всех существующих в России включит опцию навигации автомобиля.
"С нашим приложением можно будет ездить на электромобиле по всей России и заряжаться на любых станциях только через него. Продукт частично создан, думаю, через месяц выпустим. Сейчас в России около 25 тыс. электромобилей. По данным статистики, в этом году их количество выросло на 70%, вот на 70% в год и будем увеличивать продажи. Приложений на рынке много, своё у каждого оператора. Общих два или три, но среди них нет таких, которые могут сами строить маршрут движения автомобиля, привязывать его к текущему количеству заряда и расположению зарядных станций и заряжаться у любых операторов. Вот это мы и хотим сделать", — говорит Александр Шаврин. По его словам, навигация в будущем приложении "Чарби" будет от "Яндекса".
В пресс–службе "Ситроникса" (владеющего "Чарби" через петербургские "Ситроникс КТ" и "Альбатрос") уточнили, что на сегодняшний день в сети оператора "Ситроникс Электро" работают более 200 зарядных станций для электромобилей в 32 регионах страны, а приложением оператора пользуются более 10 тыс. электромобилистов.

Разделили бренды

Это уже второе приобретение "Ситроникса" в Перми. Осенью 2023 года зеленоградское ООО "Ситроникс Электро" (на тот момент владело 14,98% долей петербургского "Эмпериума") приобрело 25% долей Пермской судоверфи, после чего переименовалось тоже в "Эмпериум".
"Пермская судоверфь задействована при строительстве остановочных причальных комплексов для электросудов. Развитие судоверфи при нашем участии обеспечит растущую потребность в прогулочных и круизных электросудах, в том числе со стороны заказчиков Уральского и Поволжского регионов", — процитировал в прошлом октябре президента АО "Ситроникс" Николая Пожидаева отраслевой портал "Портньюс".
Бывший генеральный директор зеленоградского "Эмпериума" Андрей Гурленов рассказал "ДП" о решении разделить судостроение и производство зарядных станций. "Судостроение будем развивать под брендом “Эмпериум”, а зарядные станции для судов, автомобилей, электробусов — под брендом “Ситроникс Электро”", — говорит менеджер. Гурленов с февраля 2022 года возглавляет ООО "Ситроникс Электро Нижний Новгород", переименованное в конце ноября прошлого года в "Ситроникс Электро".
"Судостроение будет развиваться под брендом “Эмпериум”, уже зарекомендовавшим себя на рынке. Поэтому у всего дивизиона единое название — теперь так называются и управляющая компания, и верфь", — уточнили в пресс–службе "Ситроникса".

ВТБ в помощь

В тот же день, 15 января, "Ситроникс" передал 28% зеленоградского "Эмпериума" московскому ООО "Универсал–Инвест", на 99,99% принадлежащему ООО "БФ Прямые инвестиции", чьих собственников Федеральная налоговая служба исключила из публичного доступа из–за международных санкций. Это холдинговая компания, среди "дочек" которой "Специализированное финансовое общество ВТБ Инвестиционные продукты". Оставшиеся 0,01% "Универсал–Инвеста" у столичного ООО "Вересаева 6", принадлежащего компании "ВТБ Инфраструктура".
31 января завершилось официальное оформление выхода "Ситроникса" из уставного капитала петербургского "Эмпериума" — до этого момента ему принадлежало там 40,02% напрямую и ещё 14,98% через зеленоградского тёзку производителя электросудов. С 31 января 55% петербургского "Эмпериума" принадлежат зеленоградскому "Эмпериуму", который теперь совместная "дочка" "Ситроникса" и структур ВТБ. Через "Универсал–Инвест" они контролируют 28%55%–ной доли петербургского "Эмпериума" — самого динамично развивающегося производственного актива бизнес–группы. Очевидно, для этого "Ситроникс" и отказался от прямого владения долями петербургского "Эмпериума".
"Ситроникс" сообщил о вхождении группы ВТБ в "Эмпериум" ещё в конце декабря и позиционировал её как стратегического инвестора. "Уверен, что финансовая экспертиза и опыт ВТБ по реализации масштабных инфраструктурных проектов, а также глубокое понимание отрасли наших партнёров позволят добиться амбициозных целей", — процитировал сайт "Ситроникса" представителя ВТБ Виталия Сергейчука.
К деятельности петербургского "Альбатроса" и его новой пермской "дочки" структуры ВТБ пока никакого отношения не имеют.

Перспективы туманны

Владелец и генеральный директор петербургского ООО "Морские комплексные системы" (МКС) Павел Зубков расценивает инвестиции в софт для автозарядных станций как очень перспективные, но требующие особого внимания.
"Электромобили — безусловно, транспорт будущего. Значит, необходимая им инфраструктура сейчас активно развивается и ей требуется удобный, простой и универсальный софт. Но это иллюзия, будто создать такой бизнес легко, — сейчас в новую нишу ринутся многие, а пользователи будут весьма взыскательны. Думаю, тем, кто ошибётся в самом начале, потом будет крайне трудно набрать приличное количество пользователей. Потребителю больше всего нравится то, что понравилось в первую очередь. Я бы 10 раз перепроверил такой новый продукт, прежде чем начать продавать его", — говорит владелец МКС.
Владелец производящего дизельные электростанции ООО "Ленинградский завод точного машиностроения" (ЛЗТМ) Валерий Азарко расценивает инвестиции в такой проект как исключительно убыточные.
"Уверен, что в ближайшее время на этот рынок выйдут такие мощные агрегаторы, как “Яндекс”, — вероятность этого, с моей точки зрения, 99%. Они имеют возможность охватить весь рынок и только благодаря своим масштабам вытеснят любого из этой сферы — у них своя навигация, свои платформы, свой программный код. Мы же знаем, как успешно тот же “Яндекс” реализовал подобный софт для заправки обычных автомобилей на жидкотопливных АЗС. Моё мнение: перспектива рынка для подобного проекта равна абсолютному нулю", — полагает владелец ЛЗТМ.
Досье:
Петербургское ООО "Эмпериум" зарегистрировано в ноябре 2019 года. По данным СПАРК, 2022 год компания закончила с убытком 94 млн рублей, с нулевой выручкой и доходом 75 млн. Основателем "Эмпериума" считается бизнесмен Андриан Правдин, хотя сегодня ему и его постоянному бизнес–партнёру Андрею Смирнову принадлежат 20,36 и 13,57% долей соответственно. Основной владелец петербургского "Эмпериума" — одноимённое зеленоградское ООО, которому принадлежат 55% долей петербургского тёзки. 10% с конца декабря у ООО "Новые морские инвестиции", 1,06% долей принадлежат предпринимателю Алексею Зюзину.