Где твои крылья: что тормозит развитие беспилотных систем в Петербурге

Автор фото: Агентство "Москва"

Смольный всё ещё планирует сделать Петербург городом дронов и беспилотной доставки. Но при действующих ограничениях на полёты это вряд ли случится.

В конце сентября Законодательное собрание Санкт–Петербурга в первом чтении приняло поправки к закону "Об основах научно–технической политики Санкт–Петербурга". Их основной смысл состоит в том, что в список приоритетных направлений добавлены разработка и производство беспилотных авиационных систем. Документ входит в совместный план законопроектной работы парламента и губернатора.
Ещё в феврале Александр Беглов заявлял, что Петербург должен стать одним из основных центров по реализации национального проекта по развитию беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). В рамках нацпроекта планируется создать структуру для широкого применения дронов, а также максимально локализовать их производство. Одним из перспективных направлений называлось развитие беспилотной доставки. А в прошлом году в Петербурге планировали расчистить небо от незарегистрированных БПЛА, чтобы выделить пространство для тренировочных полётов дронов, которые будут использоваться в бизнесе.

Доступ к небу

Реализацию всех этих амбициозных планов пришлось притормозить в связи с введённым с мая этого года запретом на полёты дронов в Петербурге.
Алексей Юрецкий, генеральный директор компании "Геоскан", которая специализируется на беспилотных технологиях для бизнеса, считает, что к текущему ухудшению условий нужно относиться как к временному явлению.
"Уверен, что в ближайшее время будут сформированы новые правовые рамки, в которых реальные разработчики получат возможность проводить испытания своей техники. Диалог о “доступе к небу” идёт непрерывно, и, по нашей информации, те, кто ищет, — находят выход. Ведь у каждого полёта есть заказчик, и он не меньше разработчика заинтересован в том, чтобы полёт состоялся", — говорит эксперт. Он отмечает также, что с точки зрения разработки и конструирования новых типов или образцов беспилотников никаких ограничений нет — технические специалисты продолжают работу.
Менеджер по развитию бизнеса Kaspersky Antidrone Денис Быков считает, что развитие беспилотной авиации остаётся возможным даже в условиях запрета. "Согласно распоряжению №225–р комитета по транспорту Санкт–Петербурга, разрешение на полёт могут получить ряд организаций, в числе которых органы власти, а также организации, которые выполняют госзаказы", — поясняет он.
Соответственно, организации, задействованные, например, в оказании услуг для строительного мониторинга или выполнения геодезических задач, смогут легитимно выполнять свою работу, добавляет собеседник "ДП".

Тесты и полигоны

Вопрос вызывает то, как будет организован процесс обучения пилотированию дронов, чему правительство сейчас уделяет большое внимание. Ведь для этого нужны тренировки, которые невозможны при закрытом небе.
"Компании, занимающиеся производством БПЛА, часто используют тестовые полигоны в тех регионах и областях, где летать всё ещё можно по стандартной процедуре согласования полётов. Такие полигоны пользуются популярностью и у пилотов, проходящих курсы обучения", — утверждает Денис Быков.
Кроме того, существуют модели дронов, которые, согласно своему назначению, используются в замкнутом пространстве. Например, дроны для обследования критической инфраструктуры, мостов или трубопроводов. Для их тестирования не обязательно выходить на улицу.
Алексей Юрецкий добавляет, что пилотирование беспилотников нужно сразу разделить на два способа — полностью ручное и полностью автоматическое. В первом случае оператор управляет дроном с пульта и полностью контролирует режим его полёта, буквально держит его на кончиках пальцев. Такой тренинг правильно начинать с симулятора либо компьютерного тренажёра, чтобы развить базовые навыки. Затем могут выполняться полёты в помещениях, например в спортивных залах. Таких тренировок уже будет достаточно.
"Во втором случае от оператора требуется правильно и без ошибок составить полётное задание, которое дрон должен выполнить автоматически. То есть требуется понять принципы и правила работы в планировщике миссий для конкретного типа беспилотника. Этот навык тоже можно отработать на программном тренажёре. А к реальным полётам приступить по факту получения разрешения", — рассказывает он.

Доставка будет?

Денис Быков напоминает, что недавно в Петербурге на 3 года был введён экспериментальный правовой режим (ЭПР), в рамках которого планировалось развитие беспилотной доставки.
"Регион активно сотрудничает с ведущими производителями, однако для полноценного функционирования доставки с применением дронов необходимо сделать акцент не только на развитии самих БПЛА, но и на создании и подготовке комплексной инфраструктуры", — подчёркивает он.
Такая инфраструктура должна обеспечивать безопасность движения в воздухе. Это и создание системы воздушных дронотрасс, и их защита от нелегальных беспилотников, которые могут нанести вред, намеренно или нет. Это применение дронопортов, способных обеспечить автономность доставки, а также создание единого ситуационного центра по контролю за пилотами и дронами. Такая система позволила бы оперативно получать разрешения на полёты, уведомлять контролирующие органы о местоположении оператора и БПЛА, а также отслеживать незаконные полёты.
Сейчас огромное количество предприятий потеряли доступ к небу и, следовательно, к заработку. Алексей Юрецкий подтверждает, что для малых компаний и индивидуальных предпринимателей применение дронов в бизнес–целях действительно сильно усложнилось.
Генеральный директор Telecom Daily Денис Кусков считает, что в нынешних условиях развитие гражданской беспилотной техники почти невозможно.
"В отдельных регионах, далёких территориально от Украины, полёты разрешены. Недавно я был в Дагестане, и там дроны летают по шоссе и снимают скоростные характеристики автомобилей, контролируют ситуацию на дорогах. Но всецело использовать дроны будет возможно только в мирное время, потому что отличить гражданский дрон от военного невозможно", — поясняет он.
По мнению Кускова, рынок частных дронов сильно просел, акцент сместился на военные заказы.
Генеральный директор компании "Рустелеком" Юрий Брюквин отмечает, что сейчас есть проблемы с комплектующими и деталями для БПЛА, которые в итоге везут из разных стран и от разных производителей.
"Бизнес, который зарабатывал с помощью дронов, — это в основном нишевые и небольшие компании, порой даже микробизнес. Говорить о том, что они вносили какой–то серьёзный вклад в городскую казну, не приходится. Часть из них адаптируется к нынешним реалиям, часть уйдёт с рынка", — добавляет эксперт.