Игра на опережение: запрет на экспорт бензина ввели до весеннего ажиотажа

Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"
Правительство России с 1 марта вновь запрещает экспорт бензина. За последние полгода подобная мера вводится второй раз. Первоначально власти запретили продавать бензин за границу в сентябре 2023–го, это делалось, чтобы стабилизировать предложение на внутреннем рынке. Дисбаланс тогда во многом спровоцировало само правительство, летом прошлого года оно вдвое сократило демпферные выплаты нефтяникам. Эти платежи компенсируют производителям разницу между ценами на топливо внутри страны и вне её. После уменьшения выплат поставки на экспорт стали выгоднее продаж внутри страны, и бензин потёк за рубеж.
Осенью правительство, опомнившись, вернуло выплаты на прежний уровень, но этого оказалось недостаточно, чтобы остановить летящие в космос оптовые цены. Пришлось останавливать экспорт, чтобы насытить рынок топливом. Запрет тогда действовал до ноября 2023 года. В этот раз власти работают на опережение. Никаких вмешательств в рыночные механизмы в 2024 году они не производили, но цены растут и без этого. 26 февраля тонна 95–го бензина на Санкт–Петербургской международной товарно–сырьевой бирже стоила более 57 тыс. рублей, для сравнения: годом ранее в этот же период бензин был почти на треть дешевле.
В этом году цены начали расти в середине января. Тогда на рынке поползли слухи о прекращении работы одной из установок на НПЗ "Лукойла" НОРСИ. Спустя несколько дней Минэнерго сообщило, что из–за внепланового ремонта установки каталитического крекинга НОРСИ произошло снижение производства бензинов. Источники в отрасли сразу заговорили о возможном запрете экспорта этого топлива.
Зима обычно достаточно спокойное время для топливного рынка, спрос относительно невысокий. Но с началом весны он неизбежно увеличится. Сохранять баланс между спросом и предложением будет сложнее, а допускать рост стоимости бензина властям, очевидно, не хочется. Кстати, 27 февраля на свежих новостях биржевые цены развернулись вниз.
Запрет на экспорт вводится сразу на полгода. Обсуждается ещё одна мера — увеличение норматива продаж дизельного топлива на бирже на 3,5 процентного пункта, с 12,5 до 16%. Своевременное реагирование властей на ситуацию потребители явно воспримут позитивно. Смущает лишь, что реагировать пришлось довольно рано, при низком спросе. Хватит ли у властей инструментов для контроля за ситуацией с ценами позднее, когда он станет выше?