И нашим и вашим: фаворитами Смольного по выкупу социалки стали два девелопера

Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"
Зa новые школы и садики теперь чаще всего платят покупатели квартир

Примерно половину школ и детских садов, которые возводят в Петербурге жилые застройщики, выкупает Смольный. Остальное бизнес дарит городу. "ДП" попытался понять, от чего зависит решение в каждом случае.

В 2021 году в городе начала работу Градостроительная комиссия, на которой чиновники определяют "социальную нагрузку" новых жилых проектов. По итогам полных 2 лет её работы застройщики потратили на социальную инфраструктуру более 45 млрд рублей. При этом, по данным "ЕИС Закупки", в 2022 и 2023 годах городские власти выкупили у них 39 школ и детских садов, потратив на это 26,4 млрд рублей. Остальное было оформлено как безвозмездная передача.

Кто продаёт и кто дарит

Главными получателями бюджетных средств при выкупе соцобъектов стали компании "Главстрой Санкт–Петербург" и "ЛСР. Недвижимость — Северо–Запад". На двоих они получили от города 16,8 млрд рублей. Остальные девелоперы от них сильно отстают.
Интересно, что если продавали школы и садики всего 11 компаний, то дарили — порядка двух десятков.
Всего за 2 года девелоперы подарили городу восемь школ и 32 детских дошкольных учреждения (ДДУ). Самые щедрые подарки сделала группа "Эталон" (четыре ДДУ и одна школа), которая достраивала свои соцобъекты в проектах квартальной застройки Черниговской ул., пр. Маршала Блюхера и Митрофаньевского шоссе, а также Setl Group, подарившая пять детских садов.
Как говорят участники рынка, диспропорция объясняется, в частности, тем, что ряд проектов реализуется ещё по старым соглашениям, когда в Петербурге только начиналось комплексное освоение территорий. Так, например, у "Главстроя" действует соглашение, подписанное при губернаторе Валентине Матвиенко, по которому город обязался построить всю инфраструктуру за свой счёт. Руководители компании даже публично сетовали на выкупные цены Смольного, заявляя, что их школы стоят дороже.

История вопроса

Доля города в строительстве социалки — меньше половины. По данным комитета по строительству, за 2022–2023 годы в городе было введено 132 социальных объекта, из который 81 построен за счёт внебюджетных средств. Сюда входят не только школы и детские сады, но и помещения домашних врачей, поликлиники, отделы полиции, пожарные депо и т. д.
Но до 2012 года строительством социальной инфраструктуры город занимался исключительно сам согласно адресной инвестиционной программе (АИП).
Во время губернаторства Георгия Полтавченко возводить социальные объекты обязали застройщиков, но понятные правила не появились: по каждому проекту чиновники определяли параметры индивидуально после консультаций с районными администрациями, профильными комитетами и вице–губернаторами.
В 2017 году появилась инициатива создать фонд социальной ответственности застройщиков, учредителем которого могло бы выступить правительство города. Планировалось, что застройщики будут перечислять в фонд определённую сумму за каждый возводимый метр жилья и именно из этих средств строилась бы инфраструктура для новых проектов. Власти к идее отнеслись благосклонно, но встал вопрос цены. Почти год застройщики и чиновники торговались: диапазон был от 4 тыс. до 25 тыс. рублей за 1 м2. К середине 2018 года сошлись на 6 тыс. рублей, а через несколько месяцев вице–губернатор Игорь Албин, который от лица Смольного пытался воплотить идею в жизнь, покинул правительство Петербурга. Идея с фондом стала неактуальной.
В начале 2021 года появилась новая концепция — по московскому примеру в Смольном создали Градостроительную комиссию во главе с губернатором, куда вошли представители всех городских комитетов. Каждый проект жилой (а с некоторых пор и гостиничной) застройки оценивают со всех сторон и совместно решают, чего недостаёт той или иной локации. Без одобрения комиссии и выполнения "рекомендаций" получить разрешение на строительство стало невозможным.
Всего за два с лишним года работы Градостроительной комиссии власти одобрили строительство 8 млн м2 жилья. В рамках этих проектов появятся 88 садиков, 50 школ, 12 поликлиник.

Как принимают решения чиновники

Как пояснили в Смольном, вопросы выкупа объектов социальной инфраструктуры рассматриваются "с учётом постановления правительства Санкт–Петербурга от 15.12.2022 № 1228 о пообъектном распределении бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений в существующие и создаваемые объекты капитального строительства государственной собственности Санкт–Петербурга и (или) приобретение за счёт средств бюджета объектов недвижимого имущества в государственную собственность Санкт–Петербурга". Но документ лишь содержит перечень объектов и суммы, не объясняя, как эти объекты там оказались.
Также чиновники говорят, что "вся нагрузка рассчитывается в соответствии с нормативами градостроительного проектирования Санкт–Петербурга, утверждёнными постановлением правительства Санкт–Петербурга от 11.04.2017 № 257". Этот документ позволяет оценить потребность того или иного проекта в тех же школах, а также больницах, парковочных местах и т. д.
Завесу тайны, скрывающую заседания Градостроительной комиссии (журналистов на них не приглашают), приоткрыли в комитете по строительству. "Каждый проект рассматривается индивидуально, изучается, какие социальные объекты необходимы в конкретной локации. Чаще всего это школы, детские сады, выезды, участки улично–дорожной сети. Если объект крупный, то может быть предложено возвести поликлинику. То есть комиссия рассматривает проект под таким углом, чтобы по окончании строительства жильцы не столкнулись с нехваткой социальной инфраструктуры", — рассказали в пресс–службе комитета.
Застройщики по понятным причинам публично не комментируют, как проходило то или иное заседание комиссии. В частных же разговорах можно встретить разные реакции: кто–то сетует на кажущуюся ему несправедливость того или иного решения, а кто–то, напротив, защищает чиновников, уверяя, что их вердикт настолько выверен, что возразить на него нечего.

Когда исчезнет дефицит

Судя по всему, схема оказалась рабочей, так как объёмы строительства соцобъектов растут. Если в 2022 году Госстройнадзор выдал 59 разрешений на их возведение, то в 2023–м — уже 103.
По оценкам экспертов, за последние 2 года стоимость "соцнагрузки" на застройщиков увеличилась примерно в два с лишним раза. Причём если раньше во главе угла стояли только школы и детские сады, то теперь всё чаще в обязательствах появляются дороги. Так, например, Setl Group займётся строительством новых магистральных улиц в Невском и Приморском районах.
В Смольном признают, что в отдельных районах города пока ещё сохраняется дефицит социалки. Но уже к 2025 году его планируется полностью ликвидировать, после чего перейти к сбалансированному развитию: строить столько соцобъектов, сколько требуется при возведении новых кварталов.
Социальная инфраструктура — это один из ключевых факторов, по которым покупатели сейчас выбирают будущее место жительства. В Москве наличие хорошей школы рядом с домом важно почти для 60% потенциальных клиентов. В Петербурге в наших продажах показатель ещё выше. Сейчас социальная инфраструктура в проектах комплексного развития территорий уже перестала быть обременением и является полноценной частью нашего продукта. Под продуктом мы имеем в виду не просто жилые дома, а комфортную и продуманную городскую среду, где минимум 40% территорий выделяем именно на общественные пространства. При этом школа уже не просто здание с классами и футбольным полем, это пространство для всех жителей района. Такой подход делает школу центром культурной жизни и формирует комьюнити в новых районах. Также это оптимизирует бюджет — объём затрат на строительство и оснащение современного школьного здания на 1 тыс. учеников составляет примерно 2,5 млрд рублей, дополнительный функционал обходится примерно в 330 млн рублей. И это заметно дешевле, чем строить на территории отдельные здания для каждой функции.
Юлия Чернец
руководитель проектов строительства объектов социальной инфраструктуры ГК "А101"
Между правительством Санкт–Петербурга и нашей компанией действует инвестиционное соглашение, согласно которому мы возводим социальные объекты в "Северной долине" и "Юнтолово", вводим их в эксплуатацию и передаём на баланс города. Все условия регулируются действующим договором и требованиями проверяющей комиссии и надзорных органов.
Дмитрий Калинин
директор проекта "Северная долина" компании "Главстрой Санкт–Петербург"
Возведение объектов социальной инфраструктуры — приоритетная задача. Сейчас социалку мы начинаем строить не вдогонку, а заранее либо синхронно с возведением жилого квартала, и в итоге новосёлы сразу имеют в доступе определённое количество мест в школах и детсадах поблизости.
Анна Боченкова
начальник отдела по связям с общественностью СК "Дальпитерстрой"
У строительства инфраструктуры силами девелоперов есть существенный недостаток: это дополнительные затраты, которые в итоге перекладываются на покупателей квартир. Сейчас в среднем одно место в школе и детском саду стоит от 2 млн до 2,5 млн рублей, что прибавляет около 30 тыс. рублей к стоимости каждого "квадрата". Получается, что в стоимости 35–метровой однушки это 1 млн рублей. Пока ипотека была доступна, это не сильно сказывалось на продажах. Сейчас при новых ипотечных ставках и сокращении льготных ипотечных программ это очень значимая нагрузка. Переплачивать покупатели уже не хотят. И это сказывается на продажах.
Сергей Терентьев
директор департамента недвижимости группы "ЦДС"