Онлайн–кинотеатры увеличили выручку за счёт платной подписки. Эксперты считают, что её доля в выручке компаний будет только расти.
По итогам 2023 года онлайн–кинотеатры резко нарастили выручку на 45%, до 80,9 млрд рублей, отмечают аналитики Telecom Daily. Это соответствует динамике 2021 года, после которого произошёл спад. Лидерами среди сервисов по объёму выручки стали "Кинопоиск", "Иви", Wink, Okko и Kion в порядке убывания. Причём "Кинопоиск" увеличил свою долю на рынке по этому показателю с 26,9 до 35,6%.
При этом доля доходов в выручке от платных подписок укрепила свою позицию по сравнению с долей поступлений от рекламы, которая снизилась в 2023 году до 7,8% (для сравнения: в 2018 году это было 36%).
Выручка от платных подписок в 2023 году составила 74,5 млрд рублей, в то время как в 2022–м — 50,1 млрд. Она заняла 92,2% в общей структуре доходов кинотеатров.
Маркетолог, бизнес–консультант и автор проекта Oganov.Consulting Максим Оганов связывает рост доходов кинотеатров от подписок с ужесточившейся борьбой с пиратскими сайтами. Кроме того, такие ресурсы становятся всё более неудобными для россиян. "На нелегальных сайтах приходится просматривать рекламные ролики, которые существенно мешают просмотру. Раньше такой проблемы не было — можно было зайти в Google, ввести название нужного фильма и уже по первой открывшейся ссылке начать бесплатный просмотр", — отмечает он.
В то же время официальные онлайн–кинотеатры предлагают невысокие тарифы, бесплатные недели и даже месяцы пробной подписки. Пользователи пробуют такой формат, понимают, что за удобный и безопасный просмотр можно платить, и в итоге становятся подписчиками.
"На зарубежном рынке такая тенденция наметилась ещё раньше. Иностранные онлайн–кинотеатры давно оценили прибыльность подписных моделей, поэтому они широко распространены как на западном, так и на азиатском рынке", — подчёркивает Максим Оганов.
Управляющий партнёр коммуникационного агентства B&C Agency Иван Самойленко считает, что большую роль сыграл уход западных онлайн–кинотеатров из нашей страны.
"До того как санкционные ограничения начали сказываться на кинорынке в России, доля платных подписок онлайн–кинотеатров была стабильна. Такие подписки оформляли клиенты, которые хотели получать более обширную библиотеку кино, иметь доступ к большему числу новинок. Клиентов при этом, как правило, вполне удовлетворял выбор фильмов на бесплатной основе — хватало и блокбастеров, и кино прежних лет с высоким рейтингом. Но после того как в РФ перестали поступать голливудские новинки, а фильмы пришлось убирать из выбора онлайн–кинотеатров, бесплатная библиотека начала стремительно сокращаться", — говорит эксперт.
По его словам, обновлений теперь очень мало, а новинки — это в основном российские фильмы, кино производства азиатских стран. Некоторые голливудские фильмы если и появляются в онлайн–кинотеатрах, то, как правило, по подписке. Поэтому и стала расти доля тех клиентов, кто её оформляет.
Иван Самойленко уверен, что доля доходов от подписок будет только расти. Причём в подписках начнут появляться и записи знаковых спортивных соревнований, ток–шоу и прочий контент.