Строители уже два года работают без официальных поставок многих материалов и оборудования, к которым они успели привыкнуть в прежние годы. Успехи местных производителей и то, что импортозаместить невозможно, обсудили на круглом столе "Делового Петербурга".
Уход из России части компаний и прекращение прямых поставок некоторых материалов и оборудования не стали катастрофой для российской строительной отрасли. Во-первых, ниши по многим позициям заняли местные производители, которые смогли быстро нарастить объёмы выпуска и увеличить ассортимент продукции. Во-вторых, закупщики переориентировались на китайских поставщиков. В-третьих, оказалось, что всю продукцию по-прежнему можно получить из Европы — правда, это требует дополнительных средств и сложно предсказуемо по срокам доставки.
Одной из компаний, активно выросшей за последние два года, стал "РОСТерм" — крупнейший производитель полимерных труб и фитингов в северо-западном регионе. После событий 2022 года компания существенно нарастила производство трубы из сшитого полиэтилена PE-Xa и аксиальных фитингов для её монтажа. Однако у дальнейшего роста есть определённые препятствия.
"Сейчас мы видим рост объёмов поставки из дружественных стран, в первую очередь — из Китая. На февральской выставке на одного российского производителя трубы из сшитого полиэтилена приходилось более пяти брендов китайского производства. В чём я вижу проблему? Если два-три года назад мы конкурировали в основном с качественным и недешёвым европейским продуктом, то сейчас — по большей части с китайскими продуктами. И сегодня многие торговые компании, привозящие продукцию из Китая, в погоне за оптимизацией стоимости, как нам кажется, уже перегибают палку и делают это в ущерб качеству. Мы же в своё время при создании продукта ориентировались на европейские стандарты и технологии и до сих пор считаем необходимым не уменьшать веса фитингов, их геометрические размеры и толщину стенок, потому что это сказывается на надёжности системы. Получается, что нам всё сложнее конкурировать с новыми игроками по цене, тем более в ситуации, когда многие застройщики в первую очередь смотрят на стоимость", — рассказал генеральный директор ООО "РТСЗ" (Торговая марка "РОСТерм") Александр Дядин. Тем не менее, компания продолжает наращивать мощности. В марте она запускает ещё две линии по производству трубы из сшитого полиэтилена Ростерм PE-Xa для отопления, тёплого пола и водоснабжения, что позволит увеличить объёмы выпуска в три раза, до 60 млн м в год.
Сейчас российский рынок достаточно хорошо развивается — производства загружены, расширяется список производителей и список производимой продукции. Но есть и проблемы. Импортозависимость всё равно сохраняется, говорит генеральный директор АО "Фирма Изотерм" Виктория Нестерова. "Например, раньше мы закупали медную трубку в Финляндии и в Германии, а алюминий возили из Словении либо Норвегии. Теперь мы перешли на российский алюминий, а медную трубку закупаем в Китае или Вьетнаме. И хотя мы сотрудничаем с хорошими заводами, вопросы по качеству всё равно существуют. В этом минус отсутствия конкуренции с европейскими производителями, ушедшими с рынка. Но я очень надеюсь, что эту проблему мы решим", — отметила она.
Ещё в 2015 году участники рынка объединились в Ассоциацию производителей радиаторов отопления и смогли добиться введения обязательной сертификации своей продукции. Это заняло много времени, но Ассоциации удалось доказать необходимость контроля. "Поэтому на нашем рынке недобросовестные производители из Китая работать не могут. С другой стороны, всегда есть застройщики, для которых цена важнее всего, это те, кто всегда будут покупать относительно дешёвое оборудование. Есть и другой момент — многим компаниям с точки зрения маркетинга принципиально, чтобы приборы не были российскими. Наша задача — совместно продвигать тезис о том, что российское производство — это круто", — уверена Виктория Нестерова.
"В нашем сегменте раздвижных стен и перегородок конкуренции стало ненамного меньше. Помимо российских компаний были представлены европейские и китайские производители, но отечественные компании занимали более выигрышные позиции, так как все заказы индивидуальны и важно, чтобы производитель мог предоставлять продукцию в короткие сроки и гарантировать дальнейшее обслуживание", — пояснил генеральный директор ООО "Завод НОРМА" Карен Диланян. Появившиеся ограничения для компании обернулись необходимостью поиска новых поставщиков финальных покрытий для панелей. "Сейчас приходится работать с китайским производством, а они не могут обеспечить стабильных поставок качественной продукции. Приходится усиливать входной контроль, постоянно отслеживать качество материалов", — комментирует он.
"Мы всегда в основном работали (и работаем) с российскими профильными системами, поэтому у нас ситуация достаточно хорошая, никаких особых сложностей в этом вопросе мы не испытываем и на будущее не прогнозируем. Бывают проблемы с поставкой стекла — увеличились сроки. Но это скорее сезонная загрузка заводов-производителей. Фурнитуру мы давно использовали российского и азиатского производства, или любую другую — под заказ.", — уточнил директор по работе с корпоративными клиентами ООО "ГЛАССКОН" Георгий Козулин.
На рынке действительно имеется конкуренция между качественными и дешёвыми решениями, а также сохраняется приверженность некоторых заказчиков европейским брендам, несмотря на наличие альтернативных материалов из России и Азии, подтверждает он.
"Есть проблема с качественной строительной химией. Нам пришлось в короткие сроки пересматривать рецептуру, это было очень волнительно. Мы рассматривали поставщиков из Китая, из Кореи. Ждём, пока появятся качественные российские производители. Мы также столкнулись с тем, что пришлось заказывать некоторые запчасти для производства. Мы покупали китайские аналоги, отдельные позиции — в Европе, но это непредсказуемо по времени", — подчеркнула коммерческий директор ООО "Спадар" Марина Карикина.
"Спадар" видит возможности для развития в растущем рынке ИЖС. "В следующем году мы рассчитываем на рост производства на 80%", — добавила Марина Карикина.
Пример расширения ассортимента — компания GRUNE. "Мы только что закрыли сделку по покупке завода в Московской области, который будет заниматься литьём для наших изделий (мы производим холодильную продукцию), будем лить вентили из латуни, которые сейчас в России просто не производят. Сами мы загрузим производство примерно на 15%. На остальные мощности будем искать заказы, мы готовы лить любую инженерную сантехнику, небольшие элементы. Тем более, что у нас там установлено хорошие итальянские станки. Конкуренции с иностранцами в этом сегменте мы не боимся", — рассказал генеральный директор группа компаний GRUNE Дмитрий Константинов. По его словам, изначально компания планировала пойти по пути строительства собственного производства, в том числе с использованием мер государственной поддержки. Но в итоге было решено приобрести готовый завод, а строительство оставить для будущего расширения.
Какие ниши есть для отечественных производителей стройматериалов
"GloraX возводит проекты в классах премиум и бизнес, а в прошлом году мы вышли в класс комфорт с двумя проектами: в 2023 году в продаже появился GloraX Парголово, а в 2024 — GloraX Новоселье. Надо отметить, что в классе премиум доля импортных материалов гораздо выше, чем в комфорте, но благодаря грамотному планированию и продуманной тендерной политике, нам удалось заместить практически все необходимые материалы без потери качества. Что касается возможностей для отечественных компаний, то сейчас, осваивая новые региональные рынки, запуская закупочный процесс для наших новых проектов в Нижнем Новгороде и Казани, мы видим определённую нехватку местных производств, пока что потребности этих рынков для нас закрывают производители из других регионов. Так что надеемся на расширение географии, ведь это даст определённую экономию с точки зрения логистики", — рассуждает руководитель отдела региональных закупок GloraX Артём Титов.
"Не всегда с нашими производителями и заводами легко найти общий язык — по качеству продукции, по объёмам и срокам поставок. Например, для одного из проектов, на котором я работал, компания, не договорившись с российскими металлургическими производителями, в итоге отправилась в Китай со своими технологами, где договорилась о нужном химическом составе нержавеющей стали, требуемым под необходимые задачи. На месте был проконтролирован процесс производства, а продукцию на объект доставили логисты из Казахстана. На самом деле это готовое решение по любой необходимой позиции", — сообщил руководитель МТО и логистики ООО "ЭКСАР" Евгений Петров.
Артём Титов обратил внимание, что есть сложности с импортозамещением строительной техники из стран Европы и США, например, башенных кранов, экскаваторов, погрузчиков, манипуляторов и тому подобного. Строители продолжают работать с ранее освоенной зарубежной техникой, запчасти для которых стоят теперь, с учётом логистики, значительно дороже, а сроки поставок стали существенно длиннее. Также в качестве примера он привёл оборудование для геодезических работ, где среди производителей флагманами являются компании из Швейцарии и Японии. Он выразил надежду, что и в этих областях удастся совершить технологический прорыв в импортозамещении в обозримом будущем.
Базисные материалы и технологии уже имеют аналоги в северо-западном регионе, либо доступен импорт из Китая, но качество, например, оборудования, сильно разнится в зависимости от производителя, говорит генеральный директор и основатель ДвижемНедвижимое.РФ Дмитрий Левитский. "Истинно китайский инструмент имеет среднее качество и, соответственно, не долгую жизнь в сравнении с мировыми брендами (которые также производятся в Китае), так как условия работы у нас суровее, — полагает он. — С другой стороны, строительный комплекс в Китае намного сложнее, это становится очевидным, если посмотреть какие проекты в сфере коммерческой недвижимости реализуются там — сложные по своей архитектуре и инженерному обеспечению, в сравнение, например, с проектами в России. Думаю, что китайские строительные компании также используют инструмент и оборудование, производимое у них в стране".
По его словам, на нашем рынке сегодня есть проблема с узкоспециализированным инструментом, который производится в основном в США и ЕС. Качество аналогов — на порядок хуже, но глобально на ход строительства они не влияют.
Генеральный директор "СтройСинтез" Виктор Лукин обратил внимание, что участникам рынка загородного домостроения в целом уход европейских компаний во многом пошёл на пользу — конкуренция снизилась. А их цены были сильно завышены. "Количество европейских производителей стройматериалов, конечно, сократилось. Логисты привозят часть брендов, но в намного меньшем объёме. Из европейских архитекторов остались, кстати, итальянцы. Они видят спрос на нашем рынке, не хотят уходить. Инженерного котельного оборудования в нашем сегменте российского мало, в основном мы закупаем оборудование в Китае и Турции. Я вижу в этом возможности роста для наших предприятий. Наружные инженерные решения сегодня во многом закупаются у отечественных производителей, которые заметно выросли по ассортименту и качеству. В целом, мы видим, что дела у российских компаний идут хорошо — в том числе по заказам на строительство у нас в "СтройСинтез" загородных домов. Объём заказов от клиентов из промышленной отрасли существенно вырос, как и уровень пожеланий", — пояснил он.
"По тем нишам, с которыми сталкивается наше производство, стоит заметить, что российские, в том числе петербургские производители после 2022 года, когда мы лишились достаточно качественного европейского продукта, что касается токарных изделий и металлообработки алюминия, достаточно быстро перестроились и смогли вывести свою продукцию на необходимые объёмы с высоким уровнем качества. Правда, стоимость их продукции сильно возросла. Но есть конечно и те ниши, которые до сих пор не заняты. Всё ещё нет российских производителей огнеупорных материалов класса огнестойкости КМ, таких как стекломагниевые листы или их аналоги. Также не хватает местных производств магнитно-маркерного пластика. Многие используют вместо него плёнку, но мы очень много работаем с учебными заведениями и понимаем, что тонкие покрытия недолговечны, поэтому не рассматриваем их закупку вместо качественного пластикового покрытия. Приходится заказывать его в Китае, что в нынешних условиях повысило его стоимость в 3 раза", — заявил Карен Диланян.
Позиций российских производителей усилились
Для российских производителей 2022 год стал возможностью заявить о себе, существенно нарастить мощности, выручку и клиентскую базу. Сегодня, оценивая долгосрочные перспективы, они начинают выстраивать стратегии для дальнейшего наращивания доли. "Мы активно ведём региональную экспансию, в том числе делаем это благодаря региональным проектам московских и петербургских застройщиков, давно работающих с нами. Например, поддерживаем продукцию на складах в Екатеринбурге, Тюмени, в середине года планируем быть в Казани. Для нас региональная экспансия — это точка роста, по которой мы можем получить дополнительный объём", — говорит Александр Дядин.
Чтобы иметь возможность максимально загружать производственные мощности, "РОСТерм" изучает не только региональные рынки, но и рынки Казахстана, Армении и Белоруссии. Также компания планирует развивать обработку латуни, а в перспективе — балансировочную арматуру. Её российские заводы пока не выпускают. В текущем же году будет освоено двухкомпонентное литьё и откроется новый цех по выпуску гибкой подводки для воды.
"У меня 52 дилера от Калининграда до Владивостока — региональную экспансию мы закончили. Также есть представительства в странах СНГ. Сейчас мы идём в промышленное отопление, охлаждение. Мы готовы производить чиллеры, драйкулеры, конденсаторы. Полный комплект оборудования для этого уже установлен, идёт пуско-наладка. В прошлом году я запустила прокатный стан по производству потолочных систем отопления. Я вижу перспективу полной трёхлетней загрузки всех площадей и мощностей. Единственная проблема — не хватает площадей, я буду строить цех. Проект уже готов. Надеюсь, его удастся реализовать. В крайнем случае, если не получится договориться с Ижорскими заводами и другими соседями, уеду в Череповец или в Тольятти", — рассказала Виктория Нестерова.
"Мы работаем по всей России и по странам СНГ. В этом году мы открываем второй завод "НОРМА" — в Приморском районе, который будет работать вместе с заводом в Сестрорецке. И сейчас наша задача — загрузить новую площадку. Перспективным мы считаем новое направление — работу с застройщиками. До недавнего времени наша продукция в основном использовалась на коммерческих объектах и объектах социальной инфраструктуры. Сейчас мы готовы поставлять её застройщикам, предлагая лёгкие конструкции, но при этом со звукоизоляцией. По сути, это полноценные стены для квартир и апартаментов", — поясняет Карен Диланян
"Мы пытаемся работать в регионах, включая Дальний Восток. Наша стратегия — дальнейшая работа в том сегменте, где мы давно представлены и известны", — поделился Георгий Козулин.
"Мы планируем развиваться по той же стратегии, что и сегодня. Стараемся работать по первой цене и видим в этом перспективу занятия своего места на рынке и устойчивого развития. Прежде всего, будем уделять внимание тем продуктам, где наши позиции сильнее, чем у китайских, или вообще практически нет конкуренции по соотношению цена-качества. В ближайшее время будем выходить в страны СНГ, может быть, в Иран", — резюмировал Дмитрий Константинов.