Петербургский автопром вышел из анабиоза

Автор фото: Светлана Афонина / "ДП"

Автокластер Петербурга начал оживать после простоя, вызванного уходом зарубежных брендов. Уже несколько предприятий успели объявить о возобновлении производства. Одной из таких площадок стал бывший завод Nissan в Северной столице, где начали выпускать новые модели XCITE. Это событие признано "Проектом года в сфере автомобильной промышленности" по версии "Делового Петербурга".

Бывший завод японского производителя в Петербурге начал собирать машины X-Cross 7 под собственным брендом XCITE в начале 2024 года. Для этого пришлось проделать сложный путь. Изначально предполагалось, что АвтоВАЗ будет выпускать там кроссовер Lada. Но этого так и не случилось. Отечественный автогигант дистанцировался от проекта, выйдя из состава ООО "Автозавод Санкт-Петербург". Компания перешла под управление Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (ФГУП "НАМИ"), то есть под крыло государства.
В итоге вместо LADA на заводе начали собирать кроссовер XCITE X-Cross 7. К концу января было собрано несколько тысяч авто. "XCITE — первый собственный проект в новой истории автомобильного завода. Согласно среднесрочному плану развития ООО "Автозавод Санкт-Петербург", на мощностях предприятия будет запущено производство ряда моделей в тесном сотрудничестве с международными партнёрами", — говорилось в заявлении компании.
Новую модель презентовали перед Смольным 13 марта.
Одним из первых поездку на кроссовере совершил губернатор Петербурга Александр Беглов.
"Идёт мягко, комфортный, — оценил свои впечатления Беглов. — На бывшем заводе "Ниссан", где теперь выпускаются эти красавцы, мы сумели сохранить коллектив и в кратчайшие сроки запустить конвейер. Мы развиваем и продвигаем отечественные технологии, добиваемся локализации производства. В этом и состоит технологический суверенитет, о котором говорит президент России. Мы рассчитываем на петербургских производителей и будем им помогать, как и этому нашему заводу".
Гендиректор "Автозавода Санкт-Петербург" Иван Миронов отметил на презентации, что XCITE X-Cross 7 будет выпускаться в шести цветах и двух комплектациях. "Цена будет зависеть от рынка, ценовой вилки пока нет, будем ориентироваться под рынок", — добавил он.
По оценке властей, в 2024 году на "Автозаводе Санкт-Петербург" могут выпустить до 25 тыс. машин. При этом мощности предприятия позволяют производить даже больше. В ближайшее время планируется расширять линейку выпускаемых автомобилей различных классов, а также вести работу по локализации производства, в том числе с привлечением поставщиков из Петербурга и Ленинградской области.
Хотя XCITE X-Cross 7 и является почти полной копией китайского Chery Tiggo 7 Pro, сам факт выхода предприятия из простоя может положительно сказаться на экономике.
"Перезапуск автопрома — одна из задач, поставленных перед отраслью президентом. Старт производства российского XCITE X-Cross 7 — это значимое событие для самого предприятия и важный шаг на пути возрождения отечественного автомобилестроения", — считает вице-губернатор Петербурга Кирилл Поляков.
В правительстве прогнозируют, что автозаводы в Петербурге могут к 2025 году полностью восстановить объёмы производства до уровня 2021 года.
"По итогам 2024 года мы к цифрам 2021 года ещё не подойдём, но увидим рост в этом секторе. Я думаю, что у него достаточно хорошие перспективы, потому что ниша освободилась, идёт замещение, и мы это видим", — говорит председатель комитета по экономической политике и стратегическому планированию Петербурга Алексей Зырянов.