В Петербурге ликвидирована компания "Трак Продакшн Рус" — основной производственный актив по выпуску грузовиков под марками Scania и MAN
С 1 апреля 2024 года в Петербурге прекратило деятельность в связи с ликвидацией ООО "Трак Продакшн Рус", говорится в данных "Контур.Фокус". Основанная в 2016 году компания была основным производственным активом по выпуску грузовиков под марками MAN и Scania в России.
Напомним, предприятие ушло в простой в марте 2022 года после приостановки поставок комплектующих, необходимых для производства тягачей. На тот момент компания предполагала, что на восстановление цепочек логистики комплектующих ей потребуется от 3 до 6 месяцев. Однако этого не произошло, в том числе, вероятно, из–за многочисленных иностранных санкций в отношении России.
“
"Завод не работает", — подтвердили "ДП" в комитете по промышленной политике, инновациям и торговле Петербурга, воздержавшись от других комментариев.
Связаться с предприятием изданию не удалось. По словам источника в отрасли, производство законсервировано на неопределённое время. "У компании не было полноценного конвейера и глубокой локализации производства. А поставки комплектующих, необходимых для работы завода, с 2022 года наладить не удалось", — отметил он.
По данным открытых источников, "Трак Продакшн Рус" собирал грузовики по договору подряда, а необходимые для них комплектующие поставляли две его материнские компании. Заводом в Петербурге на паритетных началах владеют ООО "МАН Трак энд Бас Продакшн Рус" и ООО "Скания–Питер". Перестав получать от них заказы (и поставки), завод остановил производство. К концу 2023 года его финансовые показатели значительно ухудшились. Так, баланс ООО "Трак Продакшн Рус" сократился на 98%, до 2,8 млн рублей, выручка — на 97%, до 2,7 млн, а чистый убыток достиг 262,7 млн рублей, говорится в "Контур.Фокус". Добавим, что производство находилось на арендованных площадях.
Мощности петербургского предприятия были рассчитаны на выпуск до 7,5 тыс. Scania и 6 тыс. MAN в год. Однако реальные объёмы производства были ниже. Так, по данным открытых источников, в 2021 году завод выпустил 702 тягача (в том числе 364 под маркой Scania и 338 — MAN), в 2020–м — 775 грузовиков, в 2019–м — 850.
Ликвидатором юрлица стал его генеральный директор Станислав Ковалёв, назначенный на этот пост в августе 2022 года. Он также возглавляет обе компании, которым принадлежало предприятие. Их финансовые показатели тоже продемонстрировали значительное ухудшение. Так, в минувшем году выручка "МАН Трак энд Бас Продакшн Рус" сократилась на 99%, до 774 тыс. рублей, чистый убыток составил 232,8 млн. В свою очередь, "Скания–Питер" в 2023–м снизила выручку на 98%, до 13,3 млн рублей, её чистый убыток достиг 136,8 млн.
Напомним, что в 2022 году MAN и Scania (входят в концерн Traton, подконтрольный Volkswagen Group) заявили о продаже своих дилерских центров в России. Новыми собственниками этих активов стали российские дистрибьюторы. Так, "Скания–Русь" получила статус независимого эксклюзивного дистрибьютора и сменила название на "БВГ". На данный момент ООО "БВГ" через компанию "Альфаскан" контролирует предприниматель Радик Гарифьянов (99%), известный помимо прочего как бенефициар транспортной компании Delko. Scania также продала российское финансовое подразделение "Скания Лизинг".
В свою очередь, "МАН Трак энд Бас Рус" продолжает работу на отечественном рынке под наименованием "МТБР". Новым владельцем компании стал локальный дилер "МАН Трак Челны", который, по данным открытых источников, контролирует Диана Гарифуллина (99,99%).
Убыток от совершения этой сделки в Traton оценивали в 550 млн евро. При этом завод в Петербурге не стал частью этих сделок и остался в собственности концерна, говорил "Известиям" представитель Traton Маттиас Карпштейн. Действительно, на данный момент ООО "МАН Трак энд Бас Продакшн Рус" по–прежнему контролирует германская компания MAN Truck&Bus SE (ей принадлежит 99,7% долей), а ООО "Скания–Питер" — шведская Scania CV Aktiebolag (100%), говорится в "Контур.Фокус". "ДП" направил запрос в пресс–службу группы.
В минувшем году российский рынок грузовиков продемонстрировал позитивную динамику. По итогам 2023–го в стране было продано почти 143,7 тыс. новых грузовиков. Это почти на 71% больше, чем годом ранее, когда было реализовано чуть более 84,1 тыс., подсчитали в аналитическом агентстве "Автостат".
При этом присутствие на рынке и MAN, и Scania по понятным причинам значительно сократилось. Так, доля MAN в минувшем году составила около 0,6% общего объёма продаж: новых тягачей этой марки в 2023 году купили 796 единиц. Годом ранее, в 2022–м, эксперты оценивали долю бренда в 1,1% (892 проданные штуки).
В свою очередь, доля Scania на отечественном рынке новых грузовиков в 2023 году снизилась до 0,4%: дилеры реализовали 509 грузовиков марки. В 2022–м компания занимала долю примерно 1,5% (1231 единица).
Добавим, что ранее обе компании были крупнейшими европейскими поставщиками грузовых автомобилей в Россию. Так, в 2021 году Scania и MAN совокупно занимали более 12% отечественного рынка.