Свободный доступ в многоквартирные дома для интернет–провайдеров может принести лишние проблемы управляющим компаниям.
Президент РФ Владимир Путин 6 апреля подписал закон об отмене так называемого "интернет–рабства", дающий сетевым провайдерам право свободного доступа в многоквартирные дома (МКД). Тем временем правительство уже озаботилось тем, как новые нормы будут работать на практике. Минцифры подготовило подзаконный акт, который должен стать правовой базой, регулирующей взаимоотношения управляющих компаний с операторами связи. Антикоррупционная экспертиза проекта продлится до 11 апреля.
Но даже в рамках предложенных министерством механизмов договариваться между собой провайдерам и УК, вероятно, окажется нелегко.
Что такое "интернет–рабство"
Напомним, что до принятия поправок в законодательство операторам связи для прокладывания своих сетей в многоквартирном доме требовалось получить согласие на это общего собрания собственников жилья, так как для установки оборудования провайдерам необходимо пользоваться общедомовым имуществом.
В реальности, особенно в новостройках на несколько тысяч квартир, провести собрание по такому вопросу оказывается почти невозможно, а контролем за тем, каких провайдеров допустить в дом и, самое главное, на каких условиях, фактически занимается управляющая организация. И прозрачность этой процедуры по большей части зависит от добропорядочности руководителя УК или председателя ТСЖ.
Теперь порядок взаимодействия операторов связи с коммунальщиками будет жёстко регламентирован на федеральном уровне. Чтобы зайти в дом, провайдеру станет достаточно заключённого договора на оказание услуг хотя бы с одним собственником или нанимателем квартиры.
В соответствии с регламентом, разработанным Минцифры, после заключения договора провайдер направляет УК запрос о технической возможности прокладывания сетей в доме. В течение 5 дней коммунальщики должны дать ответ. Отказать провайдеру в прокладке линии можно, например если дом признан аварийным и подлежит сносу, а также в случае запланированных на ближайшие 3 месяца мероприятий по капремонту, не совместимых с монтажом новых коммуникаций.
Если технически провести линию в дом можно, то оператор предоставляет УК проект работ, на согласование которого коммунальщикам предоставляется 10 дней. Но они вправе не принять документацию, направив мотивированные замечания провайдеру для доработки плана.
Принципиально важный момент заключается в прямом запрете для управляющих компаний брать с операторов связи деньги за вход в дом. В то же время оплата электричества для питания сетевого оборудования ложится на плечи оператора. Он должен будет заключить прямой договор с сетевой организацией, обслуживающей МКД. До тех пор пока этого не будет сделано, оплачивать потребление энергии будет управляющая компания, но оператор обязан компенсировать ей понесённые затраты.
Чем закон обернётся для управляющих компаний
Предложенный Минцифры регламент предполагает существенный дисбаланс в отношениях провайдеров и УК не в пользу последних, считает директор АНО "ЖКХ Эксперт" Андрей Воробьёв. Если с операторов связи не взимать плату за вход в дом, поясняет он, то получится, что управляющие компании окажутся обременены дополнительными обязанностями без соответствующего увеличения бюджета.
К тому же, по мнению специалиста, операторы получат практически беспрепятственный доступ в МКД. А специальный порядок компенсации ущерба общему имуществу при уходе провайдера или, например, при повреждении стен или другого общедомового имущества при монтаже оборудования не прописан, так что УК для возмещения убытков придётся идти в суд.
"У управляющей компании нет экономического интереса этим заниматься. Ей придётся тратить свои деньги и ресурсы, чтобы спорить с провайдером, подавать на него иски, взыскивать компенсации за ущерб, которые, по сути, пойдут в пользу собственников, но не в пользу управляющей компании", — разъясняет Андрей Воробьёв. В итоге издержки коммунальщиков по новым обязанностям либо перейдут в тариф на обслуживание дома, либо, что более вероятно, приведут к сокращению фондов на текущие ремонты и зарплаты работникам.
С другой стороны, процедура согласования монтажных работ всё равно оставляет коммунальщикам пространство для искусственного затягивания процесса или надуманных отказов — почти в любой документации на практике можно будет найти огрехи.
В то же время, говорит генеральный директор Telecom Daily Денис Кусков, провайдеры получат основания для оспаривания отказов в судах. Также, отмечает эксперт, в некоторых МКД, даже в новостройках, действительно может не быть технической возможности для захода множества операторов связи.
"В новых домах для интернет–кабелей прокладывают трассы. Там может быть одна труба — и она ведь не безгранична, она может вместить только определённое количество витой пары. Если она будет забита, то управляющая компания так и скажет. Но в доме точно будет не один провайдер, а у игроков будет возможность оспаривать отказ", — рассказывает аналитик.
Как росло число подключений к интернету в России
При этом, замечает Денис Кусков, сам по себе законопроект "опоздал лет на десять". Предлагаемые условия особенно остро нужны были провайдерам, когда число подключений по всей России исчислялось миллионами.
Бум распространения широкополосного доступа в интернет в крупных городах пришёлся на конец 2000–х годов. По подсчётам J’Son & Partners Consulting, в 2009 году по всей России было 14,43 млн абонентов домашнего интернета, а уже к концу 2012–го их число увеличилось в 1,7 раза, достигнув 24,73 млн. Ежегодно количество подключений росло примерно на 15–25%.
Но уже в середине 2010–х рынок насытился. К концу 2016 года число абонентов достигло 31,3 млн, увеличившись за год всего на 4,7%. По данным TMT–Consulting, основным источником роста для операторов в крупных городах тогда был переток клиентов от конкурентов. В последующие годы число новых подключений продолжило снижаться. В 2018–2019 годах рынок рос на 1,7% в год, в 2021–2022 годах — на 0,7–0,8%. Единственный всплеск — прирост 2,4% новых абонентов — случился в 2020 году на фоне самоизоляции в период пандемии. Сейчас число подключений увеличивается в основном за счёт ввода нового жилья и постепенного охвата частного сектора в пригородах крупных населённых пунктов.
В то же время, по статистике Минцифры на февраль 2023 года, в 60% МКД в России работают лишь два интернет–провайдера, в 15% — только один.
Так что после вступления в силу поправок вполне можно ожидать всплеска перетока абонентов, уставших от некачественных услуг в отсутствие конкуренции, к другим операторам.