С незапамятных времён космос завораживает непостижимостью и бесконечностью. О попытках его покорить и познать сняты сотни фильмов. К Дню космонавтики "ДП" отобрал несколько нетривиальных кинокартин о космосе.
"Путешествие на Луну" (Le Voyage dans la lune, 1902)
Группа астрономов отправляется на Луну, где исследует её поверхность, попадает в полон к аборигенам (они же — селениты), устраивает побег и торжественно возвращается на Землю.
Великий французский кинокудесник Жорж Мельес одним из первых понял, что кино может быть настоящим искусством и чудом. Будучи по первой профессии иллюзионистом, все свои умения и навыки в области сценической магии он успешно применял на съёмочной площадке. На создание "Путешествия" режиссёра вдохновили романы Жюля Верна — "С Земли на Луну" (1865) и "Вокруг Луны" (1869). По сути же с этого фильма начался не только научно–фантастический киножанр, но и всё кино, в котором используются спецэффекты. Новаторская картина Мельеса и спустя сто с лишним лет поражает технической изобретательностью, фантазией и внятным рассказом. А ещё в фильме содержится отчётливый антиколониальный посыл, щедро приправленный сатирой.
Оригинальная копия "Путешествия" считалась утраченной, но в 1993 году была счастливо найдена и впоследствии восстановлена.
"Космический рейс" (1935)
1946 год. В московском Институте межпланетных сообщений готовятся к полёту на Луну. Вместе с академиком Седых (Сергей Комаров) на орбиту отправятся аспирантка Марина (Ксения Москаленко) и пробравшийся на борт контрабандой пионер и юный конструктор Андрюша (Виктор Гапоненко). Космонавты успешно преодолевают стратосферу, прилуняются, исследуют планету и под торжественную музыку возвращаются домой.
Справедливости ради стоит сказать, что первым советским фильмом про космос была экранизация повести Алексея Толстого "Аэлита" (1924), которую снял Яков Протазанов. Однако результат признали не слишком удачным и тему полёта в небесные выси закрыли на 10 лет. Снова подступиться к ней решился режиссёр Василий Журавлёв, пригласив в качестве консультанта Константина Циолковского, который не только давал бесценные технические рекомендации, но и создал несколько десятков чертежей ракетоплана. Исполинских размеров космический аппарат поднимался над столицей, и с той высоты можно было увидеть, какой она станет в будущем. И несмотря на очевидную шаблонность характеров и сюжетных линий, "Рейс" и сегодня выглядит более чем достойно.
"Запретная планета" (Forbidden Planet, 1956)
Космический корабль C57–D, управляемый командором Джоном Адамсом (дебют Лесли Нильсена), направляется к планете Альтаир IV, где некогда земляне основали колонию, но позднее почти все таинственным образом исчезли или погибли. Теперь там обитают только доктор Морбиус (Уолтер Пиджон), его юная прелестная дочь Альтаира (Энн Фрэнсис) и робот Робби, которого учёный сам же и сконструировал. Их–то по прибытии и обнаруживает экипаж, само же место похоже на рай, созданный неведомыми силами.
Сегодня фильм Фреда Уилкокса впечатлит, вероятно, уже не так сильно, как почти 70 лет назад. И всё ж таки эта картина стала этапной в развитии научно–фантастического жанра и оказала сильное влияние на его дальнейшее развитие. В истории, основанной на шекспировской "Буре", впервые появляются герои, путешествующие на звездолёте, который к тому же движется быстрее скорости света. Робот Робби — один из первых кинороботов — оказывается самостоятельной личностью, а не куском металла, послушно выполняющим команды. Новаторским стало и использование электронной музыки, написанной Бебе Баррон и Луи Барроном специально для "Планеты". Итогом общих усилий стала номинация на премию "Оскар" в категории "Лучшие визуальные эффекты".
"Планета бурь" (1961)
На Венеру стартует первая советская космическая экспедиция, состоящая из трёх кораблей. Один из экипажей погибает, но оставшиеся должны завершить начатое. Посадив ракеты в разных частях планеты, космонавты отправляются искать друг друга: одни используют для этого лёгкое передвижное космосредство, другие — робота Джона, которого взял с собой американский участник полёта.
Эта кинокартина для режиссёра Павла Клушанцева стала не только первой работой в художественном кино, но и самой известной в его фильмографии. К моменту дебюта он уже снял несколько документальных лент о космосе: "Метеориты", "Вселенная", "Дорога к звёздам". В основу "Планеты" легла повесть Александра Казанцева "Внуки Марса". Правда, в сценарии от неё остались только экзотические флора и фауна и внутренние терзания персонажей. Космические корабли здесь бороздят таинственные небеса, динозавры (сильно смахивающие на Годзиллу) и прочие удивительные существа, гигантские растения населяют загадочную планету. Герои то преодолевают глубокое ущелье, то погружаются в волны морские, с трудом отбившись от птеродактиля, то едва не погибают от селя. Выйдя в прокат 14 апреля 1962 года, лента закономерно завоевала зрительское признание, а также была продана в несколько десятков стран, включая США. В Голливуде фильм оценили, но своеобразно: для американского проката его перемонтировали и выпустили под названием "Планета доисторических женщин".
"Молчаливое бегство" (Silent Running, 1972)
Будущее наступило: на всей Земле одна комфортная для всех температура — плюс 24 градуса, побеждены самые страшные болезни, все обеспечены работой и как будто бы довольны. Однако растительная и животная жизнь на планете полностью уничтожена во имя общего счастья и удобства. Сохранено лишь некоторое количество образцов флоры и фауны, которые культивируются в геодезических куполах, находящихся в космосе. Присматривает за ними экипаж из четырёх человек, трое из которых жаждут вернуться домой, и лишь эколог и ботаник Фримен Лоуэлл (Брюс Дерн) уверен, что следует продолжать работу. Но поступает приказ уничтожить купола, а корабли вернуть коммерческой службе. И Лоуэлл бунтует!
Дуглас Трамбалл придумывал и создавал спецэффекты для "Космической одиссеи" Кубрика, а позднее для фильмов Стивена Спилберга, Ридли Скотта и Роберта Уайза, так что его попытка снять собственную киноисторию о космосе выглядит естественной и логичной. Действие "Бегства" также происходит в 2001 году, и, по мысли режиссера, человеку для спасения себя и невольных спутников всё–таки не требуется управление извне. Он может это сделать только сам. Герой Дерна наотрез отказывается разрушать собственноручно созданное. Вместо этого он ухаживает за растительностью и за животными с птицами, обучая этому искусству роботов Луи, Хьюи и Дьюи, и сохраняет тем самым всему человечеству шанс реабилитироваться, хоть бы и в отдалённом будущем. И лишь затем принимает фатальное для себя решение.
Уже в новом столетии фильм Трамбалла вдохновил Пита Доктера и Эндрю Стэнтона на создание "ВАЛЛ–И".
"Через тернии к звёздам" (1980)
XXIII век. Экипаж звездолёта "Пушкин" обнаруживает космический корабль, полный мёртвых тел. Единственной выжившей оказывается инопланетянка Нийя (Елена Метёлкина), которую забирают на Землю, где она демонстрирует свои удивительные способности к телепортации, телекинезу и долгому пребыванию без воздуха. Вопрос же её происхождения продолжает интересовать учёных…
Ричард Викторов снимал "Тернии" тогда, когда мир уже покорили "Звёздные войны" и "Звёздный путь", а отечественная научная кинофантастика казалась безнадёжно отставшей. Однако ему удалось найти способ рассказать историю, придуманную им самим и писателем Киром Булычёвым, чтобы она стала захватывающей и напряжённой. Вот и появились клоны гуманоидных существ, находящиеся на грани гибели планеты Десса и Селеста, алчный и безжалостный магнат Туранчокс и самоотверженные инопланетяне, а также тема экологии, нынче звучащая особенно актуально. Главные герои же здесь — повзрослевшие и помудревшие отроки, внимательно исследующие Вселенную и не перестающие верить в гуманизм и жертвенность окружающих.