В сфере креативных профессий обострилась конкуренция за рабочие места. Работодатели недовольны средним уровнем соискателей.
По данным сервиса hh.ru, в марте 2024 года соискатели чаще всего конкурировали за рабочие места в сферах "Искусство, развлечения, массмедиа", "Высший и средний менеджмент", "Стратегия, инвестиции, консалтинг" и "Маркетинг, реклама, PR". Вакансий становится меньше, а количество резюме растёт.
Завышенные ожидания
По состоянию на 9 апреля 2024 года петербургские компании разместили более 1,2 тыс. вакансий в сфере искусства и массмедиа. Это на 18% превышает показатели весны прошлого года. "Несмотря на такой подъём спроса, уровень конкуренции среди соискателей в сфере искусства Петербурга действительно один из самых высоких — 25 человек на одно место. Для сравнения: средний уровень конкуренции в целом по городу сейчас 5 человек на место", — отмечает руководитель пресс–службы hh.ru СЗФО Мария Бузунова.
Работу в сфере искусства ищут более 30 тыс. соискателей. Среди них не только выпускники вузов и ссузов, но и опытные сотрудники, а также фрилансеры и просто люди, которым нужна подработка.
Читайте также:
Маркетинг
Креативные агентства в России повысили цены
По словам Марии Бузуновой, многие представители бизнеса заявляют, что им не всегда легко закрывать вакансии в сфере искусства, потому что не все кандидаты соответствуют требованиям компаний.
"Немаловажны и деньги. Если молодые, но не всегда опытные могут запросить доход около 50 тыс. рублей, то опытные специалисты в сфере искусства и маркетинга, которые профессионально могут подойти по требованиям, как правило, запрашивают доход от 100 тыс. А средняя предлагаемая зарплата в сфере сейчас — от 60 тыс. рублей", — дополняет собеседница "ДП".
Как вырастить профессионала
Однако ситуация на рынке труда неравномерна. К примеру, данные исследования платформы "Авито Работа" за III квартал 2023 года несколько противоречат отчёту hh.ru. Там подсчитали, что число вакансий в сфере креативных индустрий выросло в 2,7 раза по сравнению с тем же периодом прошлого года, а средние предлагаемые зарплаты увеличились на 42%.
Как рассказала "ДП" основатель консалтинговой группы "Лестница" Ирина Князева, дело в том, что на портале hh.ru работодатели чаще публикуют вакансии преимущественно для административно–управленческого персонала, для найма на постоянную или проектную работу. Между тем специалистов креативных профессий в основном привлекают на разовые заказы, поэтому для их поиска используют другие ресурсы. Например, telegram–каналы с вакансиями в творческой сфере, сервис "Авито Работа" и фриланс–биржи.
"Большинство специалистов в креативной индустрии получают оплату почасово или сдельно. Это объясняет то, что количество резюме специалистов креативных профессий на hh.ru растёт. Креативный специалист использует различные источники поиска работы и заказов, в том числе ресурс hh.ru, действуя по принципу “много рекламы не бывает”", — объясняет Ирина Князева.
Генеральный директор коммуникационного агентства Spice Media Виктория Кулибанова отмечает, что спрос на представителей креативных профессий не падает, он по–прежнему высок. Однако не всегда бывает просто найти талантливых специалистов. Многим не хватает квалификации и компетенций.
"Мы не испытываем кадровый голод, но некоторых специалистов найти действительно непросто. Из последнего — полгода искали хорошего специалиста по взаимодействию со СМИ. Интернет–маркетологов, напротив, очень много. А тех, кто занимается классическим PR и хочет продолжить работу в этом направлении, найти сложно и на них высокий спрос", — подчёркивает Виктория Кулибанова.
Заместитель генерального директора PR–агентства Comunica Оксана Резник говорит, что в последние 1,5–2 года остро ощущается нехватка профессиональных PR–специалистов разных профилей. В компанию постоянно ищут копирайтеров, PR–менеджеров, руководителей групп, но сталкиваются с завышенными зарплатными ожиданиями при невысоком уровне компетенций.
Чтобы решить эту проблему, агентство играет вдолгую — растит профессионалов со стажёрских позиций и продвигает их по карьерной лестнице, стимулируя к росту. Ещё одна стратегия — менять условия и расширять географию поиска. Например, нанимать региональных специалистов или соискателей из–за границы на удалённый формат работы.
Тренд на уникальность
Сейчас на рынке востребованы квалифицированные кадры, обладающие опытом, продвинутыми навыками работы с нейросетями и в digital–рекламе, отмечает HR бизнес–партнёр КГ Progress Екатерина Зеленкова. В индустрии есть высокий спрос на креативных директоров, так как клиенты всё чаще хотят видеть свежие идеи. Также часто требуются специалисты, связанные с IT–сферой, UX / UI–дизайнеры и веб–дизайнеры.
С большой скоростью набирает обороты видеопродакшен — есть потребность в квалифицированных специалистах, умеющих применять новейшие технологические возможности.
"В сфере искусства произошёл большой отток профессиональных фотографов, стилистов и моделей, продюсеров съёмок. Есть востребованность в профессиональных fashion–фотографах и стилистах для работы с брендами и глянцем, популярны фотографы дизайн–интерьеров. Есть запрос на продюсеров проектов как в мире моды, так и в мире музыки. В связи с тем, что в России активно с 2022 года стали появляться новые отечественные бренды, сфера маркетинга и рекламы становится всё более востребованной и популярной, несмотря на небольшой спад в начале 2022 года", — дополняет Екатерина Зеленкова.
Коммуникационный директор маркетингового агентства Demis Group Анна Махмутова добавляет, что компаниям требуются топ–менеджеры. Важные требования для кандидатов сейчас — умение управлять процессами в постоянно меняющейся ситуации и оптимизировать ресурсы, как трудовые, так и временные.
По словам HR–менеджера коммуникационного агентства PR Partner Анастасии Курниковой, на рынке труда можно наблюдать переизбыток неквалифицированных кадров в некоторых сферах. Количество таких работников превышает спрос со стороны работодателей.
"С развитием технологий некоторые простые задачи могут быть автоматизированы — это приводит к сокращению сотрудников без специфических навыков или определённой профессии. Хотя одновременно с этим такие профессии, как курьер или дворник, столкнулись с дефицитом кадров. В творческой сфере есть свои особенности в оценке квалификации и таланта. Поэтому даже при большом количестве потенциальных кандидатов работодатели предпочитают специалистов с уникальными знаниями и навыками", — резюмирует эксперт.