Доля нечестных (неэтичных) торгов в сфере рекламы за прошлый год выросла на 3% и составила 24%. Из–за этого теряет деньги каждая вторая компания (55%).
В ходе исследования, проведённого Ассоциацией коммуникационных агентств России (АКАР), 38% респондентов оценили свои потери на неэтичных тендерах в сумму до 5 млн рублей. 23% теряли 10–20 млн рублей, 12% — 20–30 млн.
Основатель коммуникационного агентства PR Perfect Кристина Петрова предполагает, что доля нечестных тендеров растёт из–за того, что компании стараются экономнее распределять бюджеты. Например, если заказчик работает с определённым подрядчиком, но хочет проверить, не готов ли кто–то на рынке оказывать те же услуги дешевле.
"Регламенты в некоторых организациях таковы, что тендеры должны проводиться обязательно, даже если на самом деле компания не хочет менять подрядчика. Тогда она проводит тендер, в котором заранее определён победитель. Конечно, все эти причины лежат за рамками деловой этики", — добавляет она.
По словам соучредителя и генерального директора Mygribs Светланы Соколовой, из–за подобных проблем за последний год многие агентства отказались от участия в неоплачиваемых тендерах.
Большинство рекламодателей — частные организации, поэтому законодательство о госзакупках на них не распространяется и контроль ФАС на них не действует. Так что при выборе тендеров стоит опираться на репутацию и отзывы о заказчике, рассказала "ДП" руководитель антимонопольной практики юридической компании "Центральный округ" Анна Кононова.
"При нарушениях порядка проведения торгов можно обратиться в суд за признанием таких торгов недействительными. Но оспаривание чаще всего будет безрезультатно. Другая юридическая проблема — заимствование рекламных креативов, которыми участники торгов делятся на тендерах. Сами по себе идеи не охраняются законодательно и могут быть использованы лицом, получившим к ним доступ. Если же речь идёт о направлении макетов или эскизов рекламы, рекомендую сохранять исходные файлы или заняться процедурой депонирования — это поможет взыскать с нарушителя компенсацию при использовании изображения без передачи прав на него", — рекомендует юрист.