Небольшим электросетевым компаниям в России почти не оставили шансов на выживание.
В начале апреля правительство РФ внесло в Госдуму поправки в федеральный закон "Об электроэнергетике", закрепляющие понятие системообразующей территориальной сетевой организации (СТСО). Разработкой реформы, направленной на консолидацию электросетевого рынка, с 2021 года занималось Минэнерго. Главная идея состоит в том, что в каждом регионе страны одной из действующих ТСО присвоят статус системообразующей. СТСО, как предполагается, станет гарантом надёжности электроснабжения.
Законодательно закрепляется модель рынка "котёл сверху". То есть конечному потребителю энергию будет поставлять исключительно СТСО. Другие организации будут оказывать услуги по передаче только иным ТСО, в том числе системообразующей.
Помимо этого, системообразующие организации станут главными ответственными за ликвидацию нештатных ситуаций на сетевых объектах. По решению регионального штаба по обеспечению безопасности снабжения СТСО займётся устранением аварий на любых сетях на территории субъекта РФ.
Сетевой рынок ждёт "чистка". С 2025 года для сохранения статуса ТСО компании потребуется владеть сетями протяжённостью минимум 300 км и трансформаторными подстанциями мощностью не менее 150 МВА. Инфраструктуру организаций, лишившихся тарифа из–за несоответствия критериям, подхватит СТСО.
Заключение такого договора для владельца экс–ТСО станет обязательным. Системообразующая организация будет эксплуатировать объекты, осуществлять их капитальный ремонт, реконструкцию и модернизацию. Формально договор возмездный. СТСО обяжут компенсировать собственнику мощностей, например, размер налога на имущество, земельные налоги, а также затраты на аренду и сервитут участков. При этом за СТСО закрепляется преимущественное право выкупа подхваченных объектов. Помимо этого, системообразующая организация начнёт обслуживать все бесхозные сети региона.
Какие претензии предъявляются к реформе
Эксперты и профильные объединения критикуют предлагаемую реформу как нерыночную. Строго говоря, авторы поправок даже не пытаются скрывать этот подход. В пояснительной записке к законопроекту указывается, что сфера оказания услуг по передаче электроэнергии не является потенциально конкурентным видом деятельности и изначально носит естественно монопольный характер. А создание СТСО — закономерный шаг, который позволит использовать эффект масштаба и преодолеть "квазиконкурентные условия деятельности искусственным образом созданных ТСО".
Председатель ассоциации "Территориальные сетевые организации" Григорий Стрелков не считает такой подход разумным. "Это действительно монопольный бизнес, но раньше мы видели конкуренцию услуг, то есть потребитель мог искать лучшую компанию. Сейчас этого и в помине нет", — настаивает он. К тому же, замечает эксперт, небольшие ТСО активно конкурировали в сегментах, в которые крупные организации неохотно заходили из–за малой выгоды. Например, брали себе на баланс сети садоводств. Но в преддверии реформы многие малые организации остановили эту деятельность и кратно сократили инвестиции из–за неопределённости того, что их ожидает через несколько лет.
Кто станет системообразующей ТСО
В соответствии с критериями, определёнными правительством РФ, статус СТСО сможет получить самая крупная организация в регионе. Единственным исключением станет Москва. Столице законодательно позволят иметь две СТСО, которыми, скорее всего, станут ПАО "Россети Московский регион" (контролируется ПАО "Россети") и АО "Объединённая энергетическая компания", принадлежащее мэрии Москвы.
Главный кандидат на звание СТСО в Петербурге и Ленинградской области — ПАО "Россети Ленэнерго". При этом в начале этого года посёлки и садоводства в области столкнулись с массовыми отключениями света на фоне скачка энергопотребления, на полную ликвидацию последствий аварий потребовалось несколько дней. Тем не менее, замечает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин, от аварий на 100% не застрахована ни одна компания, а экономика масштаба в стрессовых ситуациях как раз проявляет свои достоинства: чем больше компания, тем больше у неё ресурсов для локализации и предотвращения различных происшествий.
Сергей Пикин обращает внимание на обязанности СТСО по подхватыванию потенциально проблемной инфраструктуры и сравнивает этот статус с функцией гарантирующего поставщика в сбытовом бизнесе. "В случае, если какая–то независимая сбытовая компания вдруг обанкротилась и больше не может работать, гарантирующий поставщик всегда может подхватить потребителей и продолжить работу с ними. В сетевом комплексе сейчас такого нет", — поясняет он.
Сколько ТСО останется в России
В ноябре 2023 года замминистра энергетики Евгений Грабчак говорил, что консолидация рынка должна выдавить с него недобросовестных игроков. Григорий Стрелков соглашается, что в некоторых регионах встречаются компании, не способные качественно обслуживать потребителей, но считает предлагаемый подход к решению проблемы неправильным.
"У меня сразу возникает вопрос: что значит “недобросовестные”, если регулятор в регионах утверждает им тарифные решения? Тогда надо говорить о комплексе неэффективности — как со стороны ТСО, так и со стороны регуляторов, которые дают таким компаниям тарифный источник для работы", — настаивает эксперт.
На начало 2022 года, по данным Минэнерго, в России работало чуть менее 1,7 тыс. ТСО. В 2023 году их число сократилось до 1,3 тыс., в 2024–м — примерно до 980. К 2025 году, по прогнозам ведомства, в стране останется порядка 350 сетевых организаций. В каждом регионе будут работать три–пять компаний.
Нужно отметить, что Петербурга и Ленобласти реформа коснётся в меньшей степени, чем многие регионы страны. Доля "Ленэнерго" в разрезе объёма передачи электроэнергии в двух регионах и так сегодня приближается к 90%.
В Санкт–Петербурге компания доминирует практически абсолютно. Помимо структуры "Россетей" в городе работает 10 небольших ТСО. В Ленобласти конкурирует с "Ленэнерго" АО "ЛОЭСК", однако по размеру инфраструктуры оно всё равно отстаёт. По состоянию на конец 2019 года (последние официально опубликованные данные) на балансе ЛОЭСК находилось порядка 11 тыс. км линий, тогда как "Ленэнерго" эксплуатирует примерно в 7,5 раза более протяжённую сеть.