Санкции и прекращение работы иностранных сервисов заставили бизнес обратить пристальное внимание на российские облачные технологии. Это выгоднее и безопаснее, чем вкладываться в технику.
Крупнейший независимый провайдер сервисов IT–инфраструктуры в России компания Selectel опубликовала результаты опроса, проведённого среди представителей российского бизнеса, занимающихся развитием и администрированием IT–инфраструктуры своей организации или внешних заказчиков. Выяснилось, что около 80% компаний привлекают облачных провайдеров для решения инфраструктурных задач. 55% компаний при этом предпочитают организовывать свою IT–инфраструктуру по гибридной модели. 37% размещают IT–системы исключительно в облаках, а 23% компаний предпочитают мультиоблако, то есть пользуются услугами сразу нескольких провайдеров. Реже всего компании содержат IT–инфраструктуру в собственном контуре — 21%.
Перестраиваем облака
“
"Гибридные облачные сервисы объединяют локальную инфраструктуру (on–premise) и облачные решения (частные, общедоступные или выделенные облака). Это позволяет организациям использовать преимущества как локальных, так и облачных систем, оптимизируя производительность, безопасность и стоимость", — объясняет директор облачного бизнеса Itglobal.com Евгений Свидерский.
Основное отличие гибридных решений от чисто облачных заключается в гибкости управления данными и приложениями, а также в возможности соблюдения более строгих требований к безопасности и конфиденциальности.
В Selectel отмечают, что причина роста интереса к гибридным облакам заключается в экономической турбулентности последних лет. Развивать IT–инфраструктуру в собственном контуре стало дорого и сложно. При этом сразу перенести все данные и организовать работу в облаке трудно. Поэтому компании предпочитают переносить продуктивные данные на облака, а собственные серверы приспосабливают для второстепенных задач.
Генеральный директор "Комфортел" Дмитрий Петров считает, что есть ещё три причины. Первая — это естественный рост потребностей в вычислительных мощностях. Вторая — миграция корпоративных клиентов с иностранных сервисов. "Казалось бы, уже 2 года идёт процесс интенсивного импортозамещения, а многие компании всё равно пользуются иностранными облачными сервисами. Какая–то их доля постепенно переезжает в российские аналоги", — говорит он.
Третья причина — доля государства в структуре заказчиков облачных сервисов год к году растёт и эта тенденция сохранится.
Евгений Свидерский добавляет к этому экономическую выгоду и нормативные требования. Облачные сервисы позволяют снижать затраты на IT, предлагая платежи по факту использования и сокращая расходы на обслуживание и обновление оборудования. "С учётом строгих законодательных требований к хранению и обработке данных облачные сервисы предоставляют гибкие решения для соответствия этим нормам", — отмечает эксперт.
Стадия принятия
По данным Selectel, за 2023 год у 40% компаний выросли потребности в облачных инфраструктурных сервисах. 33% опрошенных компаний заявили, что им пришлось внедрять решения, которые они не использовали ранее. Исследователи считают, что это говорит об активной цифровизации российского бизнеса. Только 8% респондентов отметили снижение потребности в облачных услугах.
Среди причин возросшего интереса к облакам респонденты называют изменение потребностей своего бизнеса (41%), внедрение новых технологий (33%) и потребность в оптимизации ресурсов (32%). Некоторые респонденты упомянули необходимость в импортозамещении зарубежных средств управления IT–инфраструктурой (27%). Причём если в 2022 году эта причина была одной из основных, то в 2023–м она переместилась на последнее место.
Технический директор "Комфортел" Владимир Бутырин прогнозирует, что российский облачный сегмент продолжит расширяться. "С учётом блокировок европейских облачных сервисов российские сервисы будут расти. Увы, цены в России гораздо выше", — предупреждает он.
По мнению руководителя группы эксплуатации инфраструктуры и сервисов "ОБИТ" Кирилла Тимофеева, российские компании окончательно осознали, что облака — рабочее решение. Вариантов появляется всё больше, они безопасны и удобны, а стоимость владения ими, включая поддержку, настройку и эксплуатацию, получается меньше, чем содержание собственных мощностей. Облачные услуги сейчас принимают форму аутсорсинга, когда за подключением и работой сервисов следит провайдер облачных услуг, таким образом снимая лишний груз с компании–заказчика.
Экономия "железа"
В будущем нас ждёт увеличение использования технологий искусственного интеллекта и машинного обучения, что потребует от провайдеров расширения их технологических предложений, считает Евгений Свидерский. "Учитывая постоянное ужесточение регуляторных требований во многих странах, спрос на локальные и гибридные облачные решения, которые могут соответствовать этим стандартам, вероятно, будет увеличиваться", — прогнозирует он.
Генеральный директор облачного провайдера Nubes Василий Степаненко отмечает, что вкладывать деньги в собственное "железо" бизнесу в нынешних условиях небезопасно. Цепочки поставок ненадёжны, и можно остаться без поддержки вендора в любой момент. Поэтому на первое место выходят именно облака. "Зачастую проще отдать облачным провайдерам управление определённой частью инфраструктуры. Для провайдеров это основной бизнес и предмет приложения экспертизы. Сами же IT–директора при этом могут сосредоточиться на иных процессах, не пытаясь объять необъятное в рамках IT–инфраструктуры компании", — подчёркивает он.