Инвесторы из Белоруссии решили построить крупный морской терминал в Мурманске

Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

Белорусские инвесторы собрались построить крупнейший за полярным кругом морской терминал. Руководить проектом будет опальный белорусский бизнесмен.

Губернатор Мурманской области Андрей Чибис и гендиректор ООО "Морской терминал “Ворота Арктики”" (МТВА) Андрей Бунаков подписали соглашение о намерениях построить новый терминал для перевалки белорусских грузов. Мощность комплекса составит 25–30 млн тонн в год. Запустить его планируют уже в 2028 году. Объём инвестиций в проект пока не разглашается.
ООО "МТВА" зарегистрировано в Мурманской области 1 апреля. На 99% компанией владеет белорусское ООО "Логистик Энерджи", ещё 1% принадлежит гражданке Белоруссии Нелли Маляровой. "Логистик Энерджи", по данным сервиса "Чекко", зарегистрировано по тому же адресу, что и один из крупнейших игроков на логистическом рынке Белоруссии ООО "БелКазТранс". Глава компании Андрей Бунаков также гражданин союзной республики. В 2020–2023 годах он возглавлял "Белшину" (белорусский производитель покрышек). Для некоторых его появление на встрече с Андреем Чибисом стало неожиданностью. Дело в том, что в середине февраля 2023–го его отправили в СИЗО. Как тогда рассказывал лидер Белоруссии Александр Лукашенко, Бунаков якобы продавал российским "жуликам" шины по ценам на 16–20% ниже себестоимости. О выходе бизнесмена на свободу публично не сообщалось.
Переговоры о возможном строительстве белорусского порта в Мурманске ведутся уже почти 2 года. Сейчас один из главных экспортных товаров республики, минеральные удобрения, переваливают стивидоры Большого порта Санкт–Петербург. Если проект будет реализован, МТВА станет крупнейшим морским терминалом за полярным кругом. Для сравнения: в 2023 году грузооборот всего порта Мурманск составил 57,8 млн тонн. Главный стивидор региона АО "Мурманский морской торговый порт" за прошлый год обработал 17,3 млн тонн грузов.
Грузы через "Ворота Арктики", как можно предположить по названию, собираются направлять на Северный морской путь. Однако для этого им нужно будет сначала добраться до Мурманска. И это непростая задача из–за недостаточной на текущий момент пропускной способности железной дороги, говорит управляющий партнёр ООО "Инфра Проекты" Алексей Безбородов.
"Мурманскому транспортному узлу таких объёмов пока что никак не пропустить", — замечает эксперт.
Это понимают и в правительстве региона. Андрей Чибис на встрече с президентом Владимиром Путиным 18 апреля попросил главу государства оказать поддержку для увеличения провозной способности железной дороги. По его словам, к концу года она составит 45 млн тонн, тогда как с учётом всех находящихся в работе логистических проектов (в том числе и белорусского) к 2030 году увеличится как минимум до 110 млн.