Довольных пациентов стало больше: частные клиники отчитались за год работы

Автор фото: Сергей Ермохин

Объём реальной медицинской помощи гражданам, оказываемой коммерческими клиниками, продолжает расти. Какие направления работы сегодня наиболее актуальны, в чём город готов оказывать бизнесу поддержку — эти и другие вопросы обсудили эксперты рынка на круглом столе "Роль негосударственных медицинских организаций в здравоохранении Санкт-Петербурга", который традиционно проходит в рамках Общего годового собрания членов Ассоциации частных клиник.

В приветствии от имени вице-губернатора Санкт-Петербурга Олега Эргашева было отмечено, что в последние годы серьёзно повысилась доступность медицинских технологий, кроме того, они существенно адаптировались под потребности населения. И немалую роль в этом сыграли коммерческие медицинские организации. На сегодняшний день в системе ОМС задействованы 376 медорганизаций, из которых 164 — негосударственные, а это почти 43%. Причём большую часть медицинской помощи негосударственного сектора оказывают именно представители Ассоциации частных клиник, которая вносит значительный вклад в развитие городского здравоохранения.
В свою очередь, генеральный директор ассоциации Александр Солонин отметил, что общий оборот коммерческого сегмента медицинского рынка в Петербурге сейчас превышает 110 млрд рублей, включая сектор ДМС, который составляет 36 млрд рублей. По словам эксперта, более 40% этого объёма — это реальная помощь, которую оказывают члены ассоциации. Согласно статистике, каждый день в коммерческие клиники города обращается более 100 тыс. человек, что является важным дополнением к работе государственных медучреждений.
Это подтвердила и главный консультант председателя постоянной комиссии по социальной политике и здравоохранению Наталья Брук, добавив от лица председателя Александра Ржаненкова, что коммерческие клиники, и в частности члены ассоциации, являются полноценными партнёрами государства в решении вопросов здравоохранения, причём нередко их идеи и предложения становятся основой законопроектов и инициатив.
Говоря о взаимодействии между коммерческим сектором и государством, первый заместитель председателя комитета по здравоохранению Андрей Сарана уточнил, что городские власти готовы поддержать бизнес, особенно когда он связан с помощью гражданам. Актуальными и востребованными остаются медицинские направления с высокими компетенциями и эффективностью. Отдельно, уже как директор Медицинского института СПБГУ, он отметил, что проблема кадрового дефицита сегодня решается на разных уровнях, в том числе посредством современных подходов при подготовке врачей и запуска передовых цифровых сервисов, например, согласно новым правилам, заказчик целевого обучения будет размещать свои предложения на платформе "Работа в России", созданием которой занимается Минтруд России.
В то же время Игорь Акулин, председатель правления Ассоциации медицинского права, заведующий кафедрой организации здравоохранения и медицинского права СПбГУ, рассказал, что сегодня государственной системе первичной медико-санитарной помощи не хватает порядка 80 тыс. специалистов. При этом на одного терапевта в госучреждениях работают девять разнопрофильных врачей: неврологи, отоларингологи и т. д., таким образом, система общеврачебной практики не используется, что нецелесообразно с точки зрения эффективности организации работы.
Ещё одну важную проблему — технологической оснащённости медицинских организаций — упомянул в своём выступлении директор клиники "Медси СПб" Владимир Остроменский. По его словам, в наши дни докторам приходится не только думать о том, как помочь пациенту, но и проявлять особую бережливость в работе с техникой и расходными материалами и даже в какой-то степени участвовать в плановых закупках, например заранее предупреждать о возможном выходе из строя того или иного оборудования. Потому что в сегодняшних реалиях работать с зарубежными поставщиками стало гораздо сложнее, особенно если необходимо взаимодействовать с западными компаниями.
Несколько участников круглого стола также отметили вопросы, касающиеся добровольного медицинского страхования (ДМС). Например, руководитель отдела по работе с ДМС сети клиник "Скандинавия" и "Скандинавия АВА-ПЕТЕР" Наталия Стрелкова посетовала, что на сегодняшний день в этот вид страхования не входят профилактические осмотры специалистами, в то же время запрос на них есть. Кроме того, некоторые услуги даже в рамках страхового случая согласуются крайне медленно — иногда 3-5 суток, что в современном динамичном мире недопустимо.
О том, что профилактика и предупреждение болезней сегодня находятся в приоритете у медиков и востребованы у пациентов, рассказал и главный врач "Ай-Клиник" Пётр Мокшанцев. По его словам, эта тенденция прослеживается в работе не только по линии добровольного, но и обязательного медицинского страхования, объёмы которого в последнее время активно растут.
Как и в прошлом году, отдельное внимание было уделено медицинскому туризму. Так, заместитель генерального директора АО "Санкт-Петербургское агентство медицинского туризма" Светлана Мельникова рассказала, что сейчас это направление активно развивается в более чем 30 клиниках — членах ассоциации. Представители Казахстана, Азербайджана, Ирана и Китая стали интересоваться пакетными программами, особенно по таким направлениям, как пластическая хирургия, а также чекап-программы — базовые и специализированные. Кроме того, эксперт добавила, что агентство готово помогать с оформлением медицинских виз.
Несколько выступлений коснулись вопроса удовлетворённости граждан, обращающихся за медицинской помощью. Генеральный директор "Гранти Мед" Надежда Лавренюк обратила внимание на рост позитивно настроенных клиентов именно в клиниках с высокой многолетней репутацией. Представители контролирующих организаций тоже отметили снижение числа претензий со стороны пациентов. Так, начальник отдела контроля оказания медицинской помощи и мониторинга государственных программ Росздравнадзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Ольга Фахрутдинова подчеркнула, что отмечается значительное снижение количества жалоб на работу медицинских организаций и медработников по оказанию пациентам медицинской помощи. Уменьшение числа обращений на действия врачей из частных клиник отметил и прокурор отдела по надзору за исполнением законов о защите интересов государства и общества Сергей Демидов. Коллеги согласились, что сегодня работают с бизнесом скорее в режиме предостережений и профилактики нарушений. Именно такое взаимодействие генеральный директор "Роддома на Фурштатской" Галина Суркова считает очень эффективным в части повышения качества оказываемой медицинской помощи.
А это в конечном итоге и является основной целью всех ключевых участников системы здравоохранения.