Синергия чувств: индустрия развлечений перешла на новый формат работы

В последние годы понятие "иммерсивность" стало проникать во многие сферы жизни, но особенно ярко раскрылось в различных видах искусства. Как бизнес может использовать это для своего развития и чем сегодня можно удивить современную взыскательную аудиторию — в материале "ДП".

В переводе с английского языка слово immersion означает "погружение", "вовлечение". Само понятие зародилось в давние времена, когда ещё только были попытки объяснить линейную перспективу в изображении чего-либо. С тех пор изменились не только методы визуализации и передачи информации, но и восприятие самим человеком того, что ему предлагается осмыслить.
Наедине с творчеством
Сегодня, чтобы привлечь внимание аудитории, нужно задействовать гораздо больше инструментов. Так, в кинематографе появились настоящие аттракционы, демонстрирующие объёмные фильмы в 3- и 5D, в театральной среде — иммерсивные спектакли. Теперь на некоторых представлениях гости становятся соучастниками, погружаются в некое пространство, иногда даже самостоятельно выбирают различные виды сценариев. То, что объединяет подобные постановки — работа их создателей с пространственным восприятием людей, а ещё это всегда мультисенсорный опыт.
Иммерсивность достигается самыми разными способами. Например, несколько лет назад в музее русского импрессионизма в Москве проходила выставка, где предоставлялась возможность насладиться живописью не только визуально, но и посредством обоняния. То есть, картины источали аромат, соответствующий тому, что на них изображалось. Тут же были представлены интерактивные стеклянные модули, нажимая на которые человек мог узнать о творчестве художника. Иммерсивная выставка проходила как-то и в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина — "Билл Виола. Путешествие души". Под неё специально отвели определённые пространства, сквозь которые нельзя было попасть на другие выставки, здесь запрещалось участие экскурсоводов, и даже использование мобильных телефонов — ничто не должно было отвлекать гостей от искусства художника. По мнению организаторов, именно изоляция чувств позволила погрузить людей в творчество, остаться с ним наедине.
В Петербурге также есть похожие примеры. Взять хотя бы выставочный проект "Город-герой Ленинград" в Манеже. Много примеров иммерсивности не только на временных выставках. Некоторые современные музеи сразу строятся с учётом этого тренда. Например, Музей военно-морской славы в Кронштадте, где практически любой экспонат можно потрогать, подняв телефонную трубку, услышать аудиорассказ о нём, а нажав на кнопку, увидеть голографическое изображение великих мореплавателей, которые решают, как построить свой путь. Также наиболее активным посетителям предлагается пройти интерактивные тесты на знание различных аспектов в части исследования мирового океана или даже самим принять участие в морском сражении и потопить вражеские корабли. Всё это меняет ощущение пространства и времени, запускает другую волну эмоций. Таким образом, дистанция между человеком и произведением искусства значительно сокращается. Восприятие становится бесшовным.
"Погружение" в высокую кухню
Тренд на такое погружение подхватили и представители HoReCa. В частности, у рестораторов он проявился в максимально эффектной подаче блюд, в использовании мультимедиа, создании авторского меню от шефов. Кейтеринг пошёл ещё дальше. Так, в прошлом году ко Дню Святого Валентина представителями Экспофорума было организовано иммерсивное шоу "Амур и Психея", где важную роль сыграла компания Caramel Catering. Каждое блюдо, тщательно продуманное и созданное командой, вносило пикантную вкусовую ноту в происходящее на сцене и сопровождалось специально подобранным сомелье напитком. В результате гости получили уникальный гастро-арома-видео-опыт под аккомпанемент симфонического оркестра "Таврический".
"Мы решили доработать эту идею, — рассказывает генеральный директор Caramel Catering Виктория Иванова, — в течение года мы с командой путешествовали, учились, пробовали, экспериментировали и создали новый продукт. Первый в России выездной ресторан, в котором соединяются высокая гастрономия и аудиосторителлинг. Гостей ждет спектакль, где главным героем становится еда. Полное погружение в атмосферу достигается через работу со всеми органами чувств. Особенные ощущения, состояния, идеи блюд, мы бережно передаем через художественные приемы". Неслучайно именно с данным проектом компания победила в номинации "ДП" "Новое прочтение высокой кухни: проект года в сфере кейтеринга".
По сути, это первый в своём роде выездной гастропроект, органично объединяющий haute couture и элементы спектакля. Интересно, что создание некоторых блюд может занимать до пяти дней. С целью максимального воздействия на вкусовые рецепторы во время ужина организаторы приглушают свет, а обслуживание делают максимально незаметным, чтобы гости могли сосредоточиться на своих органолептических ощущениях.
К слову, такой ужин-спектакль может быть проведён в любой локации, будь то парадный особняк в центре города или современное помещение в стиле лофт. Как рассказали в Caramel Catering, главный секрет успеха иммерсивного гастропроекта не только в том, чтобы создавать блюда высокой кухни одновременно на 50–150 человек, важно погружать гостя в особую среду, мысли, эмоции и ощущения связанные с едой.
Тренд на иммерсивность, на погружение человека в новые для него пространства через одновременное воздействие на разные органы чувств сегодня активно используется в сфере услуг и развлечений. Нередко авторы проектов уже творят в границах настоящего искусства, как в случае с приготовлением и подачей блюд высокой кухни. И, надо заметить, что у такого искусства уже есть свои ценители.