До старта ПМЭФ–2024 осталось меньше месяца. На следующей неделе в "Экспофоруме" начнут возводить стенды. Определена и главная тема форума.
Петербургский международный экономический форум в этом году пройдёт под слоганом "Основа многополярности — формирование новых центров роста". Деловая программа традиционно разделена на четыре блока. Их тематика также утверждена: "Переход к многополярной модели мировой экономики", "Российская экономика: цели и задачи нового цикла", "Технологии, обеспечивающие лидерство" и "Здоровое общество, традиционные ценности и социальное развитие — приоритеты государства".
"Росконгресс", организатор форума, особо отметил энтузиазм участников крауд–платформы, на которой собирались пожелания по тематикам предстоящего ПМЭФ. В текущем году число поданных на площадке тем выросло в 1,6 раза по сравнению с 2023 годом и составило 2087 предложений. Основной массив (24% общего числа) составила проблематика сохранения населения, здоровья и благополучия людей. Год назад основной интерес (24% от заявленных тематик) касался вопросов социально–экономического развития. По составленной структуре вопросов очевидна смена спроса на тематику предстоящего ПМЭФ: в 2023 году, например, участников интересовали новые идеи для российской экономики в условиях ограничительных санкций (18%), а в текущем сопоставимый интерес (16%) оказался уже в сфере вопросов комфортной и безопасной среды для жизни. Из нового, заменившего глобальные вопросы об укреплении технологического суверенитета РФ (10%), оказалась проблематика возможностей для самореализации и развития талантов (13%).
Из сообщений "Росконгресса" можно узнать и о новациях ПМЭФ–2024. Так, площадка "Территория инноваций" фонда "Росконгресс" станет самой масштабной за всю историю ПМЭФ. Также на форуме запланированы даже международные киберучения Standoff.
О себестоимости проведения ПМЭФ организаторы перестали говорить после 2016 года. В тот год мероприятие обошлось в 1,8 млрд рублей, а годом раньше — в 1,2 млрд. Все последующие форумы по мере увеличения количества участников, роста затрат на обеспечение безопасности и так далее, очевидно, обходились дороже. Этим можно объяснить и повышение стоимости "входного билета" и спонсорских пакетов.
Объявленная стоимость посещения форума–2024 — 1,2 млн рублей. За предыдущие 3 года цены не менялись: впервые они резко выросли в 2021–м после отмены ПМЭФ в 2020–м из–за ковидных ограничений. В допандемийном 2019–м стандартный пакет участника стоил 350 тыс. рублей, премиальный — 410 тыс. На предстоящем форуме изменился и состав генеральных партнёров. Как ранее писал "ДП" (см. № 38 от 15.04.2024), в текущем году такой статус может обойтись участнику в 110 млн рублей (100 млн годом ранее). Всего их семь, на момент подготовки материала в число генеральных новичков попали банк ПСБ и группа компаний "Нацпроектстрой". Остальные партнёры — "Газпром", Газпромбанк, "Газпром нефть", "Новатэк" и Сбербанк — сохранили свой статус. Аналогично поступили и титульные партнёры (155 млн) — "Вэб.рф" и "Росатом".
Определить увеличение затрат участников на организацию стендов трудно. Региональным властям, госорганам и компаниям с госучастием уже несколько лет разрешено не раскрывать информацию о своих контрактах. Этим правом и пользуются участники ПМЭФ, чтобы избежать огласки расходов. Раскрытие у отдельных субъектов РФ можно считать скорее исключением. В любом случае каждый участник–стендист рассчитывает окупить затраты заключением инвестиционных соглашений и договоров.
Исходя из данных Единой информационной системы "Закупки" (ЕИС), Вологодская область, например, только за аренду необорудованной выставочной площади 65,5 м2 заплатит 18,4 млн рублей. Таким образом, стандартная стоимость 1 м2 площади в "Экспофоруме" в текущем году может обойтись экспонентам в 243 тыс. рублей без учёта наценок за обзорность, нестандартность и т. п. Выставочная площадь трёх павильонов "Росконгресса" составляет по 13 тыс. м2 у каждого.
Дополнительно, как следует из опубликованного протокола в ЕИС, дизайн–проект стенда области обойдётся ещё в 0,45 млн рублей. Плюс непосредственно затраты на изготовление стенда, доставку, монтаж и демонтаж.
Примерные дополнительные расходы на стенды можно оценить, проанализировав закупку Кировской области. Стенд региона, как указано в техническом задании, должен "привлекать посетителей приятным запахом леса, например брусники, клюквы, смородины, черники, хвойного леса, дерева, свежескошенной травы". За такую экспозицию площадью 70 м2 без учёта аренды регион потратил 13,1 млн рублей, или около 185 тыс. за 1 м2. Астраханская область и Каспийский кластер (объединяет несколько особых экономических зон региона) совокупно на аренду мультимедийного оборудования и устройство экспозиции потратят 28,5 млн рублей (площадь экспозиции не опубликована). Впрочем, сравнивать затраты на строительство стендов некорректно: в прошлые годы одни коммерческие компании возводили стены из живых цветов, другие — из панорамных 3D–экранов, а третьи в буквальном смысле ограничивались столом, стулом и баннером.