Аналитика классифайдов недвижимости: тренды рынка на фоне падения спроса

15 мая в Санкт–Петербурге прошёл бизнес–завтрак клуба недвижимости «Движение», на котором выступили его резиденты: Михаил Посредников, коммерческий директор ЦИАН, Ирина Литвинова, руководитель сектора Новостроек Яндекс Недвижимость, Александр Калинин, директор по развитию бизнеса Smartis, которые раскрыли ключевые показатели и аналитику рынка.

На открытии бизнес–завтрака генеральный директор клуба недвижимости «Движение» Радик Нигматуллин отметил: «С 1 июля нас ждут изменения в способах покупки недвижимости, особенно в рамках льготной ипотеки, которая будет либо отменена, либо существенно скорректирована. Девелоперы отмечают снижение спроса с декабря 2023 года, что влечёт за собой значительные изменения на рынке. Мы, как клуб недвижимости «Движение», объединяющий ведущих девелоперов, собрали экспертов, чтобы обсудить последние тренды, включая реакцию покупателей на введение и последующую отмену банковских комиссий. Сегодня мы рассмотрим и проанализируем данные по регионам Санкт–Петербурга и Москвы, чтобы сформировать долгосрочные стратегии на будущее».
Александр Калинин, директор по развитию бизнеса Smartis, продемонстрировал аналитику классифайдов, где с ноября 2023 года по май 2024 года лидирующее место по спросу занимает ЦИАН с долей 43,82%, на втором месте — Авито (35,46%) и Яндекс Недвижимость (35,57%).
Ирина Литвинова, руководитель сектора Новостроек Яндекс Недвижимость, рассказала, что интерес к покупке квартиры во втором полугодии 2023 года в России не изменился по отношению к первому полугодию, по данным поисковых запросов. Она отметила, что небольшие изменения по запросам были в Москве — они составили минус 1% (в общем количестве запросов 18 млн). Самые большие изменения зафиксированы в Южном регионе — плюс 5% (около 6 млн запросов) и в Сибирском регионе — минус 5% (около 9 млн запросов).
Также наблюдается значительный рост интереса к покупке жилья жителями Санкт–Петербурга в Калининграде (плюс 8%), в Смоленске (повышение на 7%) и в Нижнем Новгороде (плюс 6%).
Ирина обратила внимание, что 42% пользователей начинают поиск жилья с площадок–агрегаторов, вследствие чего 74% уходят на другие источники (сайт ЖК, застройщика, поисковики, риелторы, рекомендации), что можно отметить очередным показателем перехода в цифровизацию покупки жилья.
Михаил Посредников, комментируя аналитику ЦИАН, отметил, что в Санкт–Петербурге и Ленинградской области преобладают покупки жилья в сегменте «комфорт», который сохраняет лидирующие позиции. По словам спикера, с мая 2022 года резко сократилось число сделок с однокомнатными квартирами — примерно вдвое. Эта тенденция продолжается, в то время как число сделок с двухкомнатными квартирами стабильно растёт.
По мнению представителя ЦИАН, динамика цен на рынке Санкт–Петербурга и Ленинградской области с мая 2022 года показывает стабильный рост, резких скачков не наблюдается, темп умеренный в рамках инфляции.