Ноу-хау для косметики: российский бьюти-рынок ждёт больше инноваций

В 2023 году в российской бьюти-индустрии отмечено несколько позитивных трендов: рост спроса на продукцию в принципе и повышенное внимание к локальным товарам, в частности. Появилось порядка 100 новых отечественных брендов. Но главное — для российских компаний открылись новые перспективы, благодаря развитию рынка косметического сырья, прежде всего высокотехнологичного.

По данным аналитиков INFOLine, рынок парфюмерии, косметики, бытовой химии и средств гигиены в прошлом году вырос на 17%. Продажи в онлайне прибавили ещё больше — порядка 44%. При этом, растёт и конкуренция среди игроков отрасли — поэтому бренды начинают уделять повышенное внимание изучению актуальных предпочтений потребителей.
Так, среди ярких трендов 2024 года эксперты называют мультифункциональные продукты: когда одно средство работает сразу на несколько задач. Речь идет про инновационные активные компоненты: когда средство, увлажняя кожу, также выравнивает тон, повышает упругость, а ещё параллельно борется с признаками старения. Продукты с anti-age эффектом — отдельный значимый тренд, в котором особый акцент сегодня делается на пептидные ингредиенты.
Оценить актуальную ёмкость российского рынка пептидных косметических продуктов достаточно сложно, — рассказывает Елена Кочетова, генеральный директор компании "Балтик Грин", специализирующейся на поставках сырья для производства косметики и бытовой химии. — Если традиционно пептиды использовались для ухода за зрелой кожей, то сегодня мы видим, что косметика с этими ингредиентами стремительно набирает популярность и у молодого поколения, решая задачи уменьшения воспаления, осветления, улучшения текстуры и качества кожи. Это, конечно, повышает спрос на пептидные активы".
И вот здесь как раз скрыта главная для российского бьюти-рынка проблема. Нужное для таких продуктов высокотехнологичное сырьё в основной массе импортное — петербургские компании, как уже писал "ДП", говорят о цифре в 70%. А здесь проблемы и основные риски хорошо известны. "Сложности есть с логистикой, платежами, с изменением стоимости фрахта, отсутствием прозрачной системы ценообразования зарубежных производителей, которые хотят максимально заработать и чётко понимают, что альтернативы у россиян не много, — отмечает Елена Кочетова. — Всё это приводит к нестабильности поставок и удорожанию сырья. Плюс курсовые колебания, так как большинство цен на импортные ингредиенты привязаны к доллару, а сроки доставки могут достигать 5-6 месяцев".
С её мнением согласна и председатель правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации (РПКА) Татьяна Пучкова: "В России сегодня есть производство лишь малой части нужных для косметической промышленности ингредиентов — и это базовые компоненты. Причём даже в этом направлении по ряду позиций номенклатура очень ограничена. Гораздо сложнее ситуация в сегменте активных ингредиентов, требующих наукоёмких производств. Но без качественного и доступного сырья российская индустрия активно развиваться не сможет".
Впрочем, и по этому направлению в 2023 году у отечественных компаний появились причины для оптимизма. Во-первых, вопросу стали уделять больше внимания на разных уровнях с точки зрения возможных шагов в решении проблемы, в том числе в части регулирования отрасли. Во-вторых, появились конкретные решения: уникальные инновационные разработки, предложенные российским фармрынком.

Первые в стране и в мире

В октябре 2023 года петербургская фармацевтическая компания МБНПК "Цитомед" приняла решение о выходе на рынок косметических активов, продемонстрировав пример и возможности развития в этой нише другим игрокам отрасли — как первопроходец. Причём в данном случае слово применимо и к факту запуска продуктов, и к самим пептидным составам, и к принципам работы предприятия. Поскольку на данный момент аналогов такому предложению в принципе нет в косметической индустрии.
У событий 2023-го года есть предыстория. Ещё в 2020 году французская компания Sederma, крупнейший в мире поставщик сырья для косметической отрасли, предложила МБНПК "Цитомед" интересную задачу: сделать пептидные активные субстанции по "зелёной" технологии. Требовалось с целью сохранения окружающей среды произвести максимально экологичный синтез, исключив наиболее токсичные вредные элементы процесса, растворители и реагенты: щёлочи, кислоты и пр. При данной технологии также не применяется сырьё, полученное с помощью генномодифицированных организмов или выделенное из биологических материалов человека или животных. И учёные предприятия, которое более 35 лет специализируется на разработке и исследовании пептидов для фармацевтической отрасли, нашли решение — одни из первых в мире. В 2023 году возможность работать с "зелёными" активными пептидными составами получили и российские бьюти-бренды.
Также компания опять же первой, но уже в стране, провела клинические исследования, подтверждающие эффективность своих пептидных активов. "Это не просто фотографии "до и после" с разным освещением. Мы сделали действительно доказательную оценку не только по субъективной визуальной шкале", — поясняет руководитель косметического направления МБНПК "Цитомед" Дмитрий Третьяков.
Сперва ингредиенты тестировались в лабораторных условиях, затем все активы прошли двойное слепое плацебо-контролируемое рандомизированное экспериментальное исследование эффективности, безопасности и переносимости с привлечением экспертов кафедры дерматологии Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. академика И.П. Павлова. При этом в ходе исследований, применялся аппарат для цифрового анализа, 3D-визуализации и диагностики кожи Antera 3D. Он оценивает глубину морщин, а также выраженность эстетических проблем по более чем 28 параметрам — и даёт отчёт об улучшениях в процентах. Так, через 28 дней применения UnCrease Active, специально разработанного для уменьшения возрастных повреждений кожи, уменьшение объёма и количества морщин в области лба составило 92%, в области щёк 67% и 55% — в зоне вокруг глаз. Такое "цифровое" подтверждение эффектов воздействия получили все пептидные косметические активы компании.
Что касается чистоты продукта — при принятом в Европе стандарте 80%, у активов, созданных по "зелёной" технологии, лабораторные исследования дали показатель в 98%. Пока ни европейская, ни азиатская промышленность не приблизились к такому результату. "Я вообще не понимаю, что такое 85% — потому что получается, 15% остатков растворителей наши замечательные женщины наносят на лицо, под глаза… Это неправильно. Поэтому мы готовы сделать фармацевтическое качество для косметического продукта, — делится своей позицией по поводу стандартов компании генеральный директор МБНПК "Цитомед" Александр Хромов. — Нам же удалось синтезировать пептидный "актив" без применения обычно используемых растворителей и реактивов, которые относятся к категории канцерогенных, мутагенных или репротоксичных. Это наше ноу-хау".
Александр Хромов, генеральный директор МБНПК "Цитомед"
И такой симбиоз уникальных параметров сегодня предлагает только петербургская фармкомпания. Весомым бонусом для косметической индустрии идёт стабильное качество. На данный момент в линейке 3 актива, в процессе создания ещё 6, всего планируется порядка 20 продуктов. В их основе — как известные пептиды, так и собственные инновационные разработки компании. Первым дистрибьютером своих косметических пептидов предприятие выбрало ещё одну петербургскую компанию — "Балтик Грин", входящую в холдинг "Балтийская Группа", который является крупнейшим в России поставщиком сырья для основных отраслей промышленности.
Полный цикл производства реализован на заводе МБНПК "Цитомед" в ОЭЗ "Санкт-Петербург", от синтеза необходимых пептидов до упаковки готовых косметических композиций. Мощности позволяют выпускать 50 тонн активов в год — это позволяет создать 1,5 тыс. тонн продуктов для молодости, ухода и красоты. И такой объём сможет закрыть все потребности бьюти-рынка, уверены в компании. За качество, подход и своевременное решение "ДП" присудил МБНПК "Цитомед" премию "Проект года" в сфере косметической индустрии.
И что не менее ценно — подобный пример может вдохновить другие предприятия фармацевтического рынка. В чём есть острая потребность, говорят эксперты.

Научный интерес

На одной из профильных конференций Татьяна Пучкова в своём выступлении отметила, что рынок косметического сырья привлекателен для производителей как с точки зрения широкого спектра используемых химических веществ, так и благодаря коммерческому потенциалу. На настоящий момент его объём, по ориентировочным оценкам РПКА, может доходить до 20 млрд рублей. Учитывая особый спрос индустрии именно на высокомаржинальное сырьё, сегмент активных ингредиентов представляет очевидный интерес для производителей. Но главное условие — передовые востребованные разработки, качество и эффективность которых подтверждены соответствующей доказательной базой и клиническими испытаниями.
Активные пептидные ингредиенты МБНПК "Цитомед" — яркий пример подобного высокопрофессионального подхода. Производители косметики получают комплексный продукт: актив с понятной и доказанной эффективностью в комплекте с достаточной технической документацией и обоснованными маркетинговыми концепциями. Такой продукт — очевидный залог успеха для новых косметических линий, — объясняет Татьяна Пучкова. — Конечно, постепенно отрасль осознаёт, что только такие комплексные решения могут обеспечить развитие отечественного рынка. Отрадно, что, хотя мало опыта, нет аналитических лабораторий, которые могут помочь производителю сырья в этой работе, косметические предприятия начинают получать необходимые решения. Без этого создание качественной косметической продукции и развитие отрасли невозможны".
Если говорить про игроков фармацевтического рынка, есть и другие преимущества. "Здесь у нас очень хорошее будущее, и не настолько "отложенное", как в фарме, где на разработку, исследования и запуск каждого препарата требуется порядка 14–15 лет. Для индустрии косметики от момента создания до массового производства инновационных пептидных ингредиентов высокого качества с доказанной эффективностью необходимо от года до трёх лет, — говорит Александр Хромов. — Мы, конечно, прежде всего, фармацевтическая компания, и основной вектор нашего развития — разработка и производство лекарственных средств. Однако мы живем и работаем в России, и вот уже 35 лет специализируемся на синтезе пептидных соединений, многие из которых активно используются в косметологии. Наши разработки, наш опыт, безусловно, будут полезны и косметической индустрии".
В условиях, когда требования покупателя к качеству и безопасности готового продукта повышаются, растёт запрос на более эффективные составы, производителям косметических средств приходится быть особенно щепетильными в выборе сырья. И, конечно, не может не радовать, что на российском рынке появляются инновационные компоненты, опережающие по показателям качества и результативности предложения признанных лидеров в этом сегменте. Ну а продолжение традиции на создание доказательной базы позволит бьюти-брендам выстроить прочные доверительные отношения с клиентом и открыть новые перспективы в продвижении.