Театр оперы, балета и абсурда

В пятницу так и не было принято решения по поводу строительства второй сцены Мариинского театра. Зато состав совещавшихся был солиден - разве только не было президента Дмитрия Медведева.

Присутствовали премьер-министр Владимир Путин, министр финансов Алексей Кудрин, губернатор Валентина Матвиенко, глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина, председатель правления Сбербанка РФ Герман Греф и, конечно, худрук Мариинского театра Валерий Гергиев.
Премьер-министр назвал лишь основное условие конкурса: соблюдение намеченных ранее сроков (2011 год) и первоначальной сметы расходов ($400 млн). Кроме того, Путин заявил: "Считаю необходимым провести в самые короткие сроки конкурс на выбор архитектурного решения и последующую разработку проектно-сметной документации".
Из фразы мало что понятно. Понятно, что надо принимать решение. Понятно, что кто-то должен начать работать. Понятно, что время продолжает поджимать. Больше не понятно ничего, кроме того, что Путин понимает. Условия, озвученные премьером, тоже можно перевести с русского на русский язык так: денег нет, времени тоже нет. И это новый, необычный пиар-ход в освещении строительства второй сцены.
До этого были и деньги, и время. Были время и деньги на обсуждение в 2002 году проекта реконструкции Мариинского театра американского архитектора Эрика Мосса, прозванного горожанами "мешок с мусором". Были время и деньги на проведение Международного архитектурного конкурса в 2003 году, который выиграл французский архитектор Доминик Перро. Были время и деньги, чтобы снести ДК имени Первой пятилетки постройки 1930 года.
Было время ждать решения Главгосэкспертизы 2006 года, не согласовавшей проект рабочей документации второй сцены. Были время и деньги для конкурса на ее доработку. И вот теперь новый поворот некогда захватывающего, но уже поднадоевшего архитектурного сериала. С одной стороны, нет времени и денег. С другой стороны, решительное заявление премьера в духе армейского "выполнить и доложить".
По законам жанра можно предположить, что сериал подходит к своей кульминации. Примерно как сюжет "Санта-Барбары" в 354-й серии.
Когда архитектурная история с Мариинкой-II затевалась, только ленивый не вспомнил, что это будет первый международный конкурс с 1931 года, когда Ле Корбюзье и Ко состязались за право построить на месте храма Христа Спасителя Дворец Советов. В итоге получился бассейн.
Говорят, почвы подвели. В 2003 году победив в конкурсе, французский архитектор Доминик Перро охотно объяснял журналистам, как его золотой купол оживит классическую застройку центра Петербурга. Прошло 6 лет - вместо золотого купола пока выкопан "золотой" котлован, и на место незадачливого француза должен прийти новый архитектор.
Как говорится, "проект умер - да здравствует проект!".