Добывать нельзя экономить

Недавно я говорил с одним высокопоставленным чиновником, ответственным за инновации. Он жаловался на то, с каким трудом приходилось организовывать круглый стол по проблемам инновационного развития: "Тема модная, президент о ней постоянно говорит, но как–то расплывчато".

А чиновники и руководители большого бизнеса ждут конкретных указаний. У них уже есть просчитанные и проработанные проекты по альтернативным источникам энергии, по этанолу, биогазу, солнечным батареям, энергосбережению. Но они боятся это даже обсуждать, не то что начинать работу. Вдруг президент выступит и скажет: биогаз мы получать из отходов животноводства не будем, это не наш путь. Все ждут конкретных указаний.
И вот указания прозвучали. На первом заседании Государственной комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики президент Дмитрий Медведев определил пять важнейших направлений, где необходим технологический прорыв. Первое — это энергоэффективность и энергосбережение. Второе — ядерные технологии, третье — технологии космические, четвертое — медицинские технологии и пятое — стратегические информационные технологии, создание суперкомпьютеров и разработка программного обеспечения.
Медведев сказал, что пять приоритетов он определил "в силу некоей символичности любой цифры". Следуя этой логике, ответственные за инновации чиновники наиболее внимательно изучали и обсуждали приоритет №1. Да и президент рассказал о нем более подробно, чем обо всех остальных.
"С проблемой энергоэффективности у нас в стране пока очень плохо: одна болтовня идет на эту тему, ничего не происходит, — сказал Медведев, слегка нахмурив брови. — Причем даже кризис, на который все уповали, пока абсолютно не помог, никто энергоэффективностью не занимается". Скорее всего, решили специалисты, фраза расшифровывается следующим образом: во время кризиса люди должны экономить и сокращать потребление энергии. И это стремление к экономии подтолкнет в том числе развитие энергосберегающих технологий. Но даже после расшифровки они расстроились, поскольку опять не нашли четких, конкретных указаний.
"Все это уже не раз проговаривалось", — заметил глава экспертного совета РСПП Антон Данилов–Данильян.
Еще 3 года назад ответственный тогда за развитие высокотехнологичной экономики вице–премьер Сергей Иванов заявлял, что мы сможем экономить миллиарды рублей, если заменим в подъездах наших домов лампочки накаливания на светодиоды. С тех пор ни одной лампочки на светодиод в подъездах не заменили.
Можно, кстати, экономить не меньше, установив в подъездах выключатели с реле времени: вошел человек в подъезд — зажег свет, поднялся в квартиру — свет погас. Так сделано в европейских и североамериканских странах, где стали экономить энергию во время мирового энергетического кризиса середины 1970–х годов, когда цены на нефть взлетели до небес.
Сейчас цены на энергоносители упали, но Запад продолжает экономить газ и нефть и использует возобновляемые источники энергии: ветер, солнце, этанол.
Поскольку считает, что столкнулся с другой страшной угрозой — глобальным потеплением климата от сжигания природных ресурсов. И если потепление не остановить, то угрозы придут от цунами, ураганов, засухи и наводнений. Несколько лет назад мы осознали себя "великой энергетической державой" и главным достоянием страны сделали добычу нефти и газа.
Теперь энергоносители у нас покупают меньше и за меньшие деньги. И многие специалисты утверждают, что в стране перепроизводство энергии и топлива. Так какой смысл экономить? Совсем даже наоборот: если будем меньше потреблять, энергетикам грозит безработица и "большое Пикалево". Так что призывы к энергоэффективности и энергосбережению — это благие пожелания, не востребованные логикой экономической системы.
Чтобы избавиться от сырьевой зависимости, специалисты рекомендуют России интегрироваться в мировую экономику. Но не на эксклюзивных правах "энергетической сверхдержавы", а на правах равноправного партнера. Озабоченного в том числе и проблемами глобального изменения климата от сжигания ископаемых источников сырья. Но пока мы к этому не готовы, у нас проблему изменения климата даже считают искусственной, придуманной против России, чтобы меньше у нас энергоносителей покупать. И активно ищут новых покупателей. Поэтому так расплывчаты генеральные указания по модернизации экономики.