Пятый элемент для комфорта: старые стандарты в новостройках отменяются

Автор фото: Сергей Ермохин

Наступила новая эра для качественного девелоперского продукта масштабного образца. Если раньше объекты строились вокруг "объёмов вводимого жилья", то сегодня главный строительный материал — интересы будущего жильца, а фундамент — всевозможные сценарии жизни. Иначе проект просто неконкурентоспособен. К такому выводу пришли игроки рынка, аналитики, маркетологи, а также редакция "ДП" при выборе лауреатов премии "Проект года".

Редакция тщательно изучила различные предложения в сегменте комплексного развития городской территории — и нашла эталонный образец, который объединил в себе все актуальные для рынка тренды. Причём актуальные не в моменте — а именно на перспективу. И это одна из главных черт продукта новой эпохи: он ориентирован на "долгоиграющую историю", на будущее в прямом смысле — поскольку заложена база для дальнейшего развития и совершенствования проекта. В связи с чем бонусом идут растущая ликвидность, а также интерес к продукту. То есть в плюсе и покупатель недвижимости, и девелопер.
Интересно, что одним из определяющих слов в этой новой парадигме оказалось "баланс". Если говорить об интересах потребителя — то "равновесно" распределяются возможности для отдыха и различных занятий на территории комплекса для всех возрастов: от веселья на площадке или совершения покупок до учёбы или работы удалённо. То есть обеспечивается столь востребованный сегодня баланс между работой и личной жизнью. А ещё девелопер сейчас учитывает окружение, когда речь про проекты, появляющиеся в сложившихся районах. И здесь важно соблюдение баланса архитектурной простоты и идентичности. Что эффектно отличает новый продут от "объектов-близнецов", которые можно и сегодня встретить в локациях, где застройщики активно и комплексно осваивали территории (КОТ) даже ещё несколько лет назад.

Быть в гармонии

Управляющий партнёр Института территориального планирования "Урбаника" Фёдор Коньков напоминает, что в регионе есть негативный опыт появления крупных проектов "в чистом поле", которые в некоторых ситуациях можно назвать не просто неудачными, а катастрофическими с точки зрения развития агломерации Петербурга в целом и складывающейся городской среды в конкретных локациях в частности.
"Сейчас можно сказать, что рынок всё-таки перешёл в новую стадию. Это отчасти связано с тем, что появилось понятие проектов КРТ (комплексного развития территории. — Ред.) и в целом застройщикам уже не так легко продавать квартиры. Да, спрос очень велик, но всё-таки он становится более осознанным, — уверен эксперт. — Однако по-прежнему сохраняется ситуация, в которой не учитывается комплексное развитие города. И, соответственно, теряется существенный потенциал территорий. Идеологически, содержательно и планировочно такая застройка не принципиально отличается от примеров неудачной застройки районов на периферии и ряда территорий Петербурга".
Но уже есть примеры, которые задают тренд на грамотное комплексное развитие территории в сложившихся неспальных районах. Когда девелопер осознаёт, насколько значимо и ответственно вписать новый квартал в канву окружения в уже устоявшихся локациях города, придав им некоторую свежесть, но не вступая в диссонанс с общим контекстом. Такие объекты по-настоящему ценятся покупателем, говорят в ГК "ПСК", поскольку в этих районах вопрос "архитектурного баланса" и общей гармоничной картины для потребителя нередко является одним из главных триггеров при принятии решения о покупке недвижимости.
Собственно, девелопер и реализует все идеи нового — эволюционировавшего — продукта в жилом квартале Respect, который возводится на Полюстровском проспекте — на границе Выборгского и Калининского районов, в исторической части Петербурга. Буквально вызов с точки зрения трендовой концепции в рамках КРТ. И прекрасные условия для будущих жильцов — за счёт развитой инфраструктуры микрорайона, которая включает не только социально-бытовые объекты, но и рекреационные пространства.
Данный объект ГК "ПСК" не соотносит ни с одним сегментом: уже давно говорится о том, что границы между классами недвижимости стираются — самые актуальные фишки приходят в массмаркет из "бизнеса" и даже "премиума". Хотя и в самом "комфорте" появляются wow-концепции, что позволяет девелоперам прибавлять "плюсы" и "минусы" к обозначенному классу. Кроме того, как отмечают в своём отчёте специалисты консалтингового агентства GMK, сама идея сегментации дискредитирована, поскольку не имеет "чётких правил".
Квартал Respect изначально, на старте продаж, позиционировался как объект вне классового стандарта. Здесь акцент сделан на единую идею развития территории, которая в данном случае приобрела черты современной респектабельности. Это воплощение нового формата, а ещё — олицетворение успеха, независимости, свободы, умения жить здесь и сейчас, легко и с наслаждением и, конечно, в балансе.
И всё это обрамляют тренды, востребованные потребителем: архитектурная идентичность, комфортная этажность, концепция оформления внутренних пространств домов с дополнительным функционалом, создание ландшафтных пространств для разных сценариев. В шаговой доступности коммерческая инфраструктура, школа, детский сад. Предусмотрено много нюансов, которые важны в повседневном или сезонном использовании. Они "множат" удобство человека. Например, обязательный элемент такого повседневного комфорта — паркинги и помещения для хранения.
Здесь важно уточнение: сегодня уникальность фишек в проектах ЖК уступает место практичности. Простая аналогия — "одноразовые" вещи уступили место многофункциональным и/или всесезонной классической "базе".

Для саморазвития и самоуважения

Предпочтения покупателей при выборе жилого комплекса эволюционировали вместе с рынком, говорит директор отдела продаж земли и девелоперских проектов Nikoliers Антон Орлов. "В частности, снизилась значимость таких внешних факторов, как локация, вид и окружение, которые ещё 20 лет назад являлись критичными для покупателя. Сегодня на первый план вышло качество жилой среды, создаваемой застройщиком. Теперь ключевую роль в ЖК играют его внутренние характеристики: социальная и дорожная инфраструктура, инженерное наполнение и концепция проекта. В условиях затоваривания рынка и жёсткой конкуренции успех будет скорее за проектами с уникальными концептуальными решениями, интересной начинкой, нежели за "безликими" квадратными метрами, пусть даже в очень удачной локации".
И здесь мы видим те четыре элемента, от качества исполнения которых девелопером и зависит актуальность, эксклюзивность, а главное — востребованность проекта: архитектура, МОПы, благоустройство, квартирография. Точнее, элементов пять — единая идея из разрозненных "блоков" формирует гармоничное пространство, в котором уютно каждому. Любой человек здесь чувствует себя уверенно, уместно, в безопасности, в окружении близких по духу людей, находит занятие по интересам. Неудивительно, что в таких проектах уровень вовлечённости в совместные активности очень высок — созданы все условия для проявления добрососедства.
Конечно, проектам комплексного развития территории позволяет реализовать такую концепцию масштаб. Но сегодня девелоперы не стремятся "собрать всё лучшее сразу" — они создают продуманную экосистему, где есть нужное, а лишнее отсекается на этапе проектирования или уже эксплуатации, когда становится ясно, что популярно у жильцов, а что им совершенно не интересно. Исследования поведения потребителей — ещё один тренд в девелоперском сообществе, замечают в GMK. Больше действовать "по наитию" немодно, но что важнее — нерентабельно.
В ГК "ПСК" отмечают ещё одну деталь современной респектабельности: на придомовых территориях образовательные учреждения больше не являются доминантами. Теперь двор — именно для всех, без особых прерогатив. Более того, к числу общественных пространств сегодня добавляются МОПы. Больше это не места, которые стремишься пролететь со скоростью пули. Напротив, теперь девелоперы продумывают специальные помещения для встреч соседей. Но главное — лишь переступив порог подъезда или парадной, человек тут же считывает дизайн-код проекта, авторскую мысль, характер всего жилого квартала.
Что касается квартирографии — сегодня покупатель недвижимости хочет "правильные планировки". Никому не нужны незадействуемые "выброшенные" метры: длинные коридоры, огромные спальни, где человек проводит не так много своего времени, и пр. Зато есть требования к функциональному минимальному набору: например, ниши под встроенные шкафы, а ещё просторные кухни-гостиные — как раз удобные для общения. И эти меняющиеся тренды нам как раз демонстрирует квартирография в ЖК Respect. Впрочем, здесь есть место и традиционным моментам: коммерческие помещения предусмотрены в нужном количестве, чтобы обеспечить всеми необходимыми товарами и услугами в шаговой доступности.
Мы являемся свидетелями переходного момента, в котором, сводя четыре элемента под "зонт" единой концепции, рождается продукт нового образца. И это не столько мейнстрим, сколько руководство к действию, поскольку именно такого уровня и качества жизни хочет потребитель, говорят исследования.
"Что касается финансового вопроса, то понятно, что все эти вещи заложены в стоимость квадратного метра, и всё больше людей, особенно молодых, готовы за это платить, так как им важен комфорт. И многие застройщики так или иначе уже нашли возможности, как сделать красивую, удобную и качественную территорию, но с небольшими затратами на это, чтобы стоимость в итоге была в рынке", — резюмирует на основе полученных аналитических данных Василий Вишняков, генеральный директор digital-агентства Bquadro.