Железнодорожное кольцо для электричек в Петербурге построят по аналогии с МЦК

Автор фото: Михаил Тихонов / "Деловой Петербург"
Электричка на железнодорожной станции Кушелевка в Петербурге, архивное фото.
Согласно расчётам комитета по транспорту Петербурга, строительство железнодорожного кольца для городских электричек, подобного Московскому центральному кольцу (МЦК), является целесообразным, однако его созданию может помешать Финский залив.
Об этом 3 мая рассказал председатель профильного ведомства Валентин Енокаев. Глава комитета по транспорту напомнил, что проект по созданию ж/д кольца для электричек в Петербурге был предложен НП "Транспортный союз Северо-Запада" ещё в 2019 году.
Предполагалось, что в северной, южной и восточной частях города новая железная дорога пройдёт по уже существующим путям, а на западе, начиная от "Лахта Центра", для пригородных поездов проложат новую эстакаду, которая протянется вдоль ЗСД до Обводного канала, сольётся с Балтийской железной дорогой на одноимённом вокзале и закончится на ж/д станции Броневая, соединившись с идущей на север железной дорогой.
Создатели данного проекта отмечали, что работы по замыканию кольца будут стоить не больше центрального участка ЗСД, но в Смольном полагают, что железнодорожная эстакада будет стоить дороже. Кроме того, для начала вышеуказанных работ потребуется решить проблемы с охраной объектов культурного наследия, поскольку западный участок нового ж/д кольца пройдёт через центральные районы Петербурга, отмечает со ссылкой на Валентина Енокаева издание "РБК-Петербург", которому чиновник дал интервью.
Другое кольцо для курсирующих в Северной столице электричек предусмотрено Концепцией развития Санкт-Петербургского железнодорожного узла, а его основной участок тоже пройдёт по уже существующим путям: от Финляндского вокзала на север города, затем — на восток, через станции Кушелевка и Пискарёвка, далее — на юг, через Ладожский вокзал, Финляндский ж/д мост и станцию Волковская. В дальнейшем основной участок вольётся в Балтийскую железную дорогу и закончится на Балтийском вокзале.
Для замыкания кольца на участке между Балтийским и Финляндским вокзалами предусмотрен тоннель протяжённостью 7 км, где будут располагаться несколько промежуточных подземных станций. По мнению Валентина Енокаева, данный вариант ж/д кольца для электричек является наиболее целесообразным, поскольку дорога будет пользоваться спросом у пассажиров из-за большого количества связок с другими видами городского транспорта, включая пересадки на станциях метро "Площадь Ленина", "Выборгская", "Ладожская", "Волковская", "Балтийская" и будущей станции "Броневая".
При этом реализации данного проекта мешает не только высокая стоимость тоннеля и нехватка транспортной инфраструктуры в новых жилых массивах, но и грузовое движение по существующей железнодорожной ветке.
"Без освобождения центра города от грузового движения невозможно организовать движение пассажирских электричек в тактовом режиме, а иначе они не имеют смысла. Здесь самое узкое место — единственный в городе железнодорожный мост (Финляндский ж/д мост). По правилам безопасности интервалы между проходом грузовых и пассажирских составов по мосту должны быть довольно большими. При тактовом движении электричек, с интервалом 15 минут, выполнить такое условие невозможно", — уточнил Валентин Енокаев.
В связи с этим строительство железнодорожного кольца для электричек станет возможным после запуска Северо-Восточного грузового обхода Петербурга, который тоже предусмотрен Концепцией развития Санкт-Петербургского железнодорожного узла. Проект данного обхода пока что находится на стадии разработки.
Как писал "Деловой Петербург", тактовое движение электричек существенно упростило путь до пригородов Северной столицы. Кроме того, к 2027 году городские власти планируют запустить пригородные поезда по маршрутам Ораниенбаум — Белоостров и Гатчина-Варшавская — Токсово, а к 2030-му электрички могут доехать до аэропорта Пулково. Впрочем, если лучшим способом связать город с аэропортом признают строительство метро, не исключено, что идея железнодорожного сообщения с авиагаванью рискует и вовсе исчезнуть из повестки.