Смольный начал активнее осваивать бюджетные средства

Первые заявления чиновников об итогах исполнения бюджета Петербурга в I квартале звучат оптимистично. За 3 месяца город освоил пятую часть годового плана, а по доходам в январе–феврале превзошёл результат всего I квартала 2023–го.

Планы по наполнению городской казны на 2024 год амбициозные: доходов должно поступить 1,18 трлн рублей, а потратить город готов 1,34 трлн. Таких показателей у Петербурга не было никогда.

Почему стали быстрее тратить бюджетные деньги

В начале недели профильный вице–губернатор Алексей Корабельников в своём телеграм–канале отчитался об итогах исполнения бюджета по расходам в январе–марте. По сравнению с I кварталом 2023–го показатель вырос как в абсолютном (+56 млрд рублей), так и в относительном (+3%) выражении. Всего город успел освоить 250 млрд рублей (19% годового плана) против 194 млрд годом ранее (16%). Только за март чиновники израсходовали сразу 117 млрд, тогда как в январе–феврале лишь 133 млрд.
По структуре расходов информации пока нет: известно лишь, что, по планам, основная их часть (22%) приходится на развитие транспортной системы, вторая по значимости (21%) — на здравоохранение. За первые 2 месяца года наиболее активно тратились деньги на социальную поддержку граждан (15% от утверждённого на год лимита). Отдельно Корабельников заметил, что к 1 апреля 2024 года уровень контрактации с учётом госзакупок, находящихся в стадии размещения, составил 71% (без учёта — 64%). Поставленный KPI по достижению уровня 80% у чиновников истекает лишь 1 июля.
По словам вице–губернатора Валерия Москаленко, на закупки в текущем году городским заказчикам доведено 498 млрд рублей. Из этой суммы уже законтрактовали 319 млрд, что на 4% больше уровня аналогичного периода 2023 года.
Стоит уточнить, что город активнее в текущем году стал осваивать средства на реализацию адресной инвестиционной программы: по итогам I квартала исполнено 10% из запланированного объёма в 218 млрд рублей, к 1 апреля 2023–го данный показатель был равен 3%.

За счёт чего город стал зарабатывать больше

Предварительные итоги по доходной части бюджета пока не опубликованы. Примечательно, что и Федеральная налоговая служба перестала раскрывать структуру начислений и поступлений налогов в региональные бюджеты (прежде информация публиковалась с задержкой всего месяц). Тем не менее из данных комитета финансов на 1 марта видно, что городской бюджет как минимум в 5 раз увеличил темпы собираемости налогов: если в минувшем году, например, по НДФЛ к марту в казну поступило 3% от плана, то в текущем — уже 15%, или 69 млрд рублей. Это на миллиард с лишним больше суммы, собранной городом за весь I квартал 2023 года. Стоит, впрочем, напомнить, что всё первое полугодие 2023 года чиновники боролись с последствиями налоговой реформы и переходом на единый налоговый счёт, что повлекло смещение сроков уплаты и дисбаланс в отчётности.
Косвенно причиной прироста собираемости налога стали растущие доходы жителей города. По оценке Петростата, средняя заработная плата по итогам февраля 2024 года превысила 104,9 тыс. рублей, увеличившись за год на 16%.
Кратный прирост по динамике виден по имущественным налогам организаций (21% от плана против 0,6%): с января вступили в силу результаты переоценки кадастровой стоимости недвижимости, что привело к существенному росту налоговой базы. С аналогичным удорожанием столкнутся и граждане. Совокупно в бюджет по итогам года ожидается поступление 60 млрд рублей имущественных налогов, что на 10% больше, чем в 2023–м.
Помимо НДФЛ город продолжает активно пользоваться преимуществами высоких банковских ставок. По данным Комфина, незапланированные доходы от размещения временно свободных средств бюджета на депозитах в коммерческих банках по итогам I квартала составили 13,2 млрд рублей против 6,2 млрд за аналогичный период прошлого года. И если год назад деньги размещались в среднем под 7,44% годовых, то сейчас — под 15,91%. Обороты фактически сопоставимы: 2,2 трлн в текущем и 2,1 трлн рублей в минувшем периоде.
Впрочем, сохранится ли нынешняя динамика пополнения городской казны, неизвестно. Например, ЦБ РФ в своём недавнем отчёте прогнозирует снижение темпов роста зарплат, а значит, и темпов роста поступлений по НДФЛ.
Повышение показателей бюджета связано с администрированием налоговой службы. Несмотря на кризисные периоды, растёт НДФЛ, плюс налог на прибыль и самозанятые, чьё количество тоже постоянно увеличивается. И федеральные средства — за последние 3 года мы никогда не получали такой объём, как сейчас, пусть и на национальные инфраструктурные проекты. Дефицит бюджета в какой–то степени носит искусственный характер, он связан не с невыполнением обязательств города, а с заимствованиями на внешних рынках. Никогда и на АИП у нас таких показателей не было. Если раньше его исполняемость достигала 75%, сейчас под 90%.
Александр Ходачек
президент Санкт–Петербургского филиала НИУ ВШЭ
Мы достаточно оптимистичны, у нас профицит чуть больше 23% по доходной части, что даже лучше, чем в прошлом году. По расходам — почти 19%, но это тоже традиционный показатель. Год у нас уникальный, потому что введён курортный сбор, мы ожидаем поступления порядка 430 млн рублей, которые город дополнительно сможет потратить на устройство курортной инфраструктуры. Соответственно, это позволит высвободить средства, которые ранее планировалось направить на данные объекты, и потратить их на другие цели.
Денис Четырбок
глава бюджетно–финансового комитета ЗакСа Петербурга
Внутригодовое неравенство и относительная неритмичность потоков квартальных расходов бюджетных средств — объективная особенность бюджетного процесса. Первый квартал почти всегда выглядит скромнее, чем четвёртый. Избежать этого едва ли возможно, но стремиться к сглаживанию и выравниванию дисбалансов нужно. За цифрами финансовых отчётов всегда стоят реальные получатели услуги или благ, финансируемых за счёт бюджетных ассигнований. И для них относительное отставание в финансировании — отложенный на месяцы и кварталы доступ к востребованным и, по сути, уже обеспеченным на уровне планирования финансовым ресурсам. Восходящая динамика доли бюджетных расходов, фактически профинансированных за I квартал 2022–2024 годов, говорит о повышении финансовой дисциплины, общей эффективности организации бюджетного процесса в Петербурге.
Дмитрий Десятниченко
к. э. н., руководитель образовательной программы "Экономика" Президентской академии в Петербурге