Ритейл требует жертв

Договорная кампания между поставщиками и ритейлерами на 2009 год должна завершиться к концу февраля. Несмотря на кризис, условия контрактов останутся практически без изменений.

Переговорный процесс начался еще в ноябре 2008 года.
Поставщики прогнозировали, что в кризис переговоры обещают превратиться в "войну
нервов".
Основной камень преткновения - время отсрочки платежей за
товар. И поставщикам, и ритейлерам нужны деньги на развитие. В период дорогих
банковских кредитов, каждая из сторон настроилась на бой: сети – увеличить
отсрочку, поставщики – ее сократить.
Однако в результате, никаких принципиальных изменений
по сравнению с докризисным периодом ни сетям, ни поставщикам добиться не
удалось. "Сети хотели в 2009 году еще большую отсрочку, чем была в 2008 году, но
мы настояли на такой же", - говорит генеральный директор ООО
"Петербурженка" (поставщик колбасной продукции) Александр
Вихорев.
Вениамин
Грабар
, президент ОАО "ПГ "Ладога" (поставщик
алкоголя), сети пытаются добиться для себя более льготных условий: увеличить
отсрочку, бонусы. Однако, его компания не соглашается на ухудшение условий, так
это может снизить рентабельность. "На самом деле, ссылаясь на кризис, сети
банально хотят увеличить свою маржу", - уверен Грабар.
В "Юнимилке" сообщили, что у них подписание договоров
находится в финальной стадии. Компания пытается либо сократить отсрочку, либо
оставить на прежнем уровне.
В торговых сетях подтверждают, что условия работы
практически не изменились с докризисным периодом. Так, по словам, генерального
директора сети "Лента" Алексея Боброва, средняя отсрочка для поставщиков не
превышает 30 дней.
Ритейлер договорился практически со всеми партнерами по
условиям работы на этот год, за исключением поставщиков фруктов и овощей. По
словам Боброва, они требуют значительного сокращения – с 30 дней до 14 и даже до
трех. В сети "Находка" тоже отметили, что не могут пока договориться по отсрочке
с поставщиками фруктов.
Некоторые изменения на рынке розничной торговли связаны
с падением покупательной способности - сети пересматривают ассортимент,
сокращая непродовольственную группу и дорогие продукты питания.
В "Ленте" сокращают до 30% сегмент non food.
Наблюдается ограничение количество поставщиков, сети выбирают финансово
стабильных партнеров. Поставщики, в свою очередь, заключают договоры только
с теми сетями, которые считают надежными.
Директор по продажам холдинга "ПомидорПром"
(поставщик консервной продукции) Сергей Виноградов среди нынешних тенденций
отметил сокращение сетями бонусов на 5-15%. Из договоров при этом исключаются
штрафы за недопоставку продукции - ситуация из-за девальвации и финансового
кризиса на рынке остается труднопредсказуемой.
Амера Карлос