Резкий рост цен на дизельное топливо в Петербурге вызвал у автовладельцев понятные опасения: после Нового года цены рванут вверх. Эксперты говорят про физический дефицит "зимней солярки" и делают интересные прогнозы.
За последние дни цена зимней солярки на АЗС Петербурга
выросла в среднем на 2 рубля за литр. "Цены на дизельное топливо выросли
практически на два рубля, бензины в среднем подорожали на 50 копеек. Это
связано с тем, что когда в сентябре был рост (оптовых) цен, розница не
отреагировала, после чего цены еще выросли, до такого предела, когда не
реагировать розница уже не может. Поэтому сейчас пошло повышение цен. В начале
года у нас увеличиваются акцизы. Налоговая нагрузка плюс акцизы увеличивается на
2 тысячи на тонну. Это достаточно большое повышение", - говорит президент
Нефтяного клуба Олег
Ашихмин.
Все эти моменты заставляют задуматься над тем, что возможно
увеличение цен в следующем году. При этом сам Борис Ашихмин подчеркивает, что не
может делать прогнозы, и только констатирует факты.
По словам игроков рынка АЗС в числе регуляторов рынка
выступает Федеральная антимонопольная служба во главе с Игорем Артемьевым. "Они
не то, что вмешиваются, они постоянно мониторят, держат на контроле. Но здесь
уже объективная ситуация. Так что всем все известно", - говорит источник, хорошо
знакомый с ситуацией на рынке АЗС на практике.
Тот же источник сообщил dp.ru, что в феврале цены на
дизельное топливо снова могут снизиться. "То, что сейчас происходит, связано с
дефицитом зимнего дизельного топлива. Не успевают, скажем так, заводы его
нам поставлять. А сейчас температура такая, что нужно только зимнее (ДТ – ред.).
Его в необходимом объеме нет. Но скоро заводы выйдут на полную мощность и в
феврале у нас будет переизбыток зимнего топлива и тогда цены могут пойти вниз,
как это уже было в прошлом году, а по бензинам ситуация только на
увеличение".
Генеральный директор Института энергетической стратегии
Виталий Бушуев выказал мнение, что цены на бензин будут расти вслед за нефтью,
однако ждать, что они станут снижаться, если нефть вдруг подешевеет, не
стоит. При этом эксперт сообщил, что должно произойти, чтобы цены на бензин и
дизтоливо существено пошли вниз.
"Цены на бензин растут всегда вслед за ценами на сырье, но
никогда не падают, когда падает цена на сырье. В последний раз цены на нефть
выросли, когда Бернанке (глава Федеральной резервной системы США Бен Бернанке –
ред.) пообещал влить деньги в экономику. Деньги в экономику идут через
виртуальную экономику, фондовые рынки, поэтому в первую очередь они оседают там.
Появляется свободный капитал, растут фьючерсы. Все это не имеет отношения к
спросу, дефициту нефти", - сообщил dp.ru Виталий Бушуев.
По версии эксперта у нефтепереработчиков и поставщиков есть
веский аргумент – "Вот, ребята, цена сырья выросла. Я не хочу быть в убытке.
Поэтому цены на бензин точно не упадут. Пока люди согласны платить, а платить
они будут всегда, есть желание содрать побольше".
Остановить рост цен на бензин, в теории, мог бы массовый
переход на эксплуатацию электромобилей. К 2040 году, по одной из версий, 50%
автомобилей в мире будут "ездить на батарейках". А пока остается поменьше
газовать в пробках.