09:0416 сентября 200909:04
130просмотров
09:0416 сентября 2009
Российские музеи получают возможность легально зарабатывать на оказании различного рода услуг. Однако при этом у них нет гарантии, что господдержка останется на прежнем уровне.
Как рассказал "Деловому Петербургу" председатель думского
комитета по культуре Григорий Ивлиев, проект закона, разрешающий вести
хозяйственную деятельность музеям–заповедникам, официально внесен в Госдуму и
направлен для заключения в федеральное правительство. По словам экспертов, когда
закон вступит в силу, музеи, расположенные в пригородах Петербурга, а также
Петропавловская крепость смогут торговать сувенирами и организовывать различные
мероприятия, не опасаясь проверок и наказаний.
Как утверждает зампред петербургского комитета по культуре
Василий Панкратов, пока все это делается "на грани фола". Отчасти из–за этого
музеи уже несколько лет сворачивают услуги гостеприимства: закрывают отели,
передают на аутсорсинг рестораны и ликвидируют у себя отделы маркетинга.
Тем не менее, по данным комитета, даже в таких условиях
Петропавловка, например, заработала в 2008 году около 140 млн рублей.
По мнению директора государственного музея–заповедника (ГМЗ)
"Царское Село" Ольги Таратыновой, то, что музеям наконец разрешили
самостоятельно зарабатывать деньги на содержание территории, обусловлено
финансовым кризисом. "Но государство и раньше никогда не обеспечивало полностью
потребности музеев", — добавляет она. Теперь, чтобы получить средства на
содержание входящей в комплекс музея конюшни, в ГМЗ подумывают открыть на ее
базе конную школу. Также на вырученные средства предполагается напечатать для
туристов бесплатные флаерсы с нанесенными на них объектами, входящими в музейный
комплекс.
Правда, у думских депутатов свое представление о том, чем
могли бы заняться музейщики: дополнительные услуги должны соответствовать
профилю музея. "Речь не идет о свадьбах, о пролетках, которые катают туристов, —
заявляет Ивлиев. — Но если на территории музея находится мельница, она должна
давать муку". Хлебопекарня, на его взгляд, должна продавать хлеб, испеченный по
старой рецептуре, а кузница — реализовывать свою продукцию.
На Западе хозяйственная деятельность музеев давно стала
практикой. Здесь говорят о принципе "деньги к деньгам", когда размер бюджетного
финансирования находится в прямой зависимости от объема привлеченных музеем
средств.
Российские же музейщики не исключают, что, дав им право
зарабатывать самим, государство сократит поддержку музеев, оказываемую из
бюджета. Григорий Ивлиев подтвердил, что "такой аспект в этом разрешении тоже
есть".