12:3810 июня 200912:38
12просмотров
12:3810 июня 2009
В строительных компаниях Петербурга и Ленобласти считают, что быстрее всего из кризиса выйдет сектор жилой недвижимости. Торговые и офисные помещения станут вновь востребованы лишь через 2–3 года.
Исследование о влиянии кризиса на строительный и
девелоперский бизнес Петербурга и Ленобласти провела консалтинговая компания
KPMG. Как выяснилось, представители всех без исключения опрошенных компаний
подтвердили, что ощутили негативное влияние финансового кризиса. При этом резко
отрицательное влияние на рынок в целом отметили около 90% топ–менеджеров, а
резко отрицательное влияние на собственные компании — только 30%
респондентов.
Около половины опрошенных считают, что влияние кризиса будет
чувствоваться еще в течение 12 месяцев, а более 30% уверены, что оно продлится
несколько лет.
Одним из симптомов начала кризиса стал вывод денег из России
зарубежными фондами. Более половины строительных компаний (около 60%) считают,
что этот процесс уже завершился и дальнейшего вывода иностранного капитала из
сектора недвижимости ожидать не следует.
Все опрошенные считают, что в течение ближайшего года в
отрасли сохранятся отрицательные темпы роста. По мнению большинства (около 60%),
в среднесрочной перспективе (1–2 года) прирост составит от 0 до 5%. По поводу
долгосрочных темпов роста мнения опрошенных разделились: треть компаний (33%)
считают, что в течение ближайших 3–5 лет рост в секторе составит от 11 до 20%,
более 20% компаний прогнозируют рост от 6 до 10% и 22% респондентов полагают,
что рост останется на минимальном уровне (0–5%).
Читайте также:
Цены уходят в отпуск на лето
По мнению 64% опрошенных, наиболее пострадавшим является
коммерческий сектор, где кризис резко негативно сказался на объемах текущего и
планируемого строительства. Более 20% респондентов считают, что кризис не
повлияет на госпроекты и национальные программы, в то время как около 20%
опрошенных думают, что госпроекты от кризиса даже выиграют.
Большинство респондентов ожидают завершения приблизительно
половины проектов, заявленных к реализации до начала кризиса — около 40%
считают, что будет реализовано от 40 до 60% проектов, а треть опрошенных (33%)
прогнозируют реализацию менее половины (от 20 до 40%) всех проектов.
По мнению респондентов, быстрее всех влияние кризиса
сказалось на жилой недвижимости. С другой стороны, большинство опрошенных
считает, что в долгосрочной перспективе (3–5 лет) именно жилая недвижимость
будет пользоваться наибольшим спросом: такое мнение высказали около 70%
респондентов. Из–за высоких цен на ипотеку часть потенциальных покупателей пока
вынуждена отказаться от приобретения жилья. Другая часть покупателей отложила
приобретение в надежде на продолжение падения цен.
Почти 70% опрошенных компаний считают, что негативное
влияние кризиса на спрос на офисную и торговую недвижимость продлится еще
несколько лет. Около 40% опрошенных полагают, что это влияние сохранится и в
долгосрочной перспективе (3–5 лет).
Подавляющее большинство топ–менеджеров (78%) не планирует
продажу строительных проектов на ранней стадии, а предпочитает решать проблемы
финансирования другими способами. Около 70% респондентов замораживают свои
проекты "до лучших времен".
Альтернативой замораживания проектов, по мнению
респондентов, является привлечение софинансирования (67% опрошенных). В качестве
потенциальных соинвесторов компании строительного сектора называют российские
банки (около 80% респондентов) и западные инвестиционные фонды (56%
респондентов).
Практически все опрошенные руководители компаний отметили,
что они ожидают активизации процессов слияний и поглощений в секторе
недвижимости (90% респондентов), передела строительного рынка между крупнейшими
компаниями сектора (78% респондентов), а также роста числа совместных проектов,
реализуемых несколькими девелоперами (67%).
Также почти все топ–менеджеры (90%), принявшие участие в
исследовании, считают, что в конечном счете в результате кризиса их компании
только выиграют.