Жилье выйдет из кризиса первым

В строительных компаниях Петербурга и Ленобласти считают, что быстрее всего из кризиса выйдет сектор жилой недвижимости. Торговые и офисные помещения станут вновь востребованы лишь через 2–3 года.

Исследование о влиянии кризиса на строительный и девелоперский бизнес Петербурга и Ленобласти провела консалтинговая компания KPMG. Как выяснилось, представители всех без исключения опрошенных компаний подтвердили, что ощутили негативное влияние финансового кризиса. При этом резко отрицательное влияние на рынок в целом отметили около 90% топ–менеджеров, а резко отрицательное влияние на собственные компании — только 30% респондентов.
Около половины опрошенных считают, что влияние кризиса будет чувствоваться еще в течение 12 месяцев, а более 30% уверены, что оно продлится несколько лет.
Одним из симптомов начала кризиса стал вывод денег из России зарубежными фондами. Более половины строительных компаний (около 60%) считают, что этот процесс уже завершился и дальнейшего вывода иностранного капитала из сектора недвижимости ожидать не следует.
Все опрошенные считают, что в течение ближайшего года в отрасли сохранятся отрицательные темпы роста. По мнению большинства (около 60%), в среднесрочной перспективе (1–2 года) прирост составит от 0 до 5%. По поводу долгосрочных темпов роста мнения опрошенных разделились: треть компаний (33%) считают, что в течение ближайших 3–5 лет рост в секторе составит от 11 до 20%, более 20% компаний прогнозируют рост от 6 до 10% и 22% респондентов полагают, что рост останется на минимальном уровне (0–5%).
По мнению 64% опрошенных, наиболее пострадавшим является коммерческий сектор, где кризис резко негативно сказался на объемах текущего и планируемого строительства. Более 20% респондентов считают, что кризис не повлияет на госпроекты и национальные программы, в то время как около 20% опрошенных думают, что госпроекты от кризиса даже выиграют.
Большинство респондентов ожидают завершения приблизительно половины проектов, заявленных к реализации до начала кризиса — около 40% считают, что будет реализовано от 40 до 60% проектов, а треть опрошенных (33%) прогнозируют реализацию менее половины (от 20 до 40%) всех проектов.
По мнению респондентов, быстрее всех влияние кризиса сказалось на жилой недвижимости. С другой стороны, большинство опрошенных считает, что в долгосрочной перспективе (3–5 лет) именно жилая недвижимость будет пользоваться наибольшим спросом: такое мнение высказали около 70% респондентов. Из–за высоких цен на ипотеку часть потенциальных покупателей пока вынуждена отказаться от приобретения жилья. Другая часть покупателей отложила приобретение в надежде на продолжение падения цен.
Почти 70% опрошенных компаний считают, что негативное влияние кризиса на спрос на офисную и торговую недвижимость продлится еще несколько лет. Около 40% опрошенных полагают, что это влияние сохранится и в долгосрочной перспективе (3–5 лет).
Подавляющее большинство топ–менеджеров (78%) не планирует продажу строительных проектов на ранней стадии, а предпочитает решать проблемы финансирования другими способами. Около 70% респондентов замораживают свои проекты "до лучших времен".
Альтернативой замораживания проектов, по мнению респондентов, является привлечение софинансирования (67% опрошенных). В качестве потенциальных соинвесторов компании строительного сектора называют российские банки (около 80% респондентов) и западные инвестиционные фонды (56% респондентов).
Практически все опрошенные руководители компаний отметили, что они ожидают активизации процессов слияний и поглощений в секторе недвижимости (90% респондентов), передела строительного рынка между крупнейшими компаниями сектора (78% респондентов), а также роста числа совместных проектов, реализуемых несколькими девелоперами (67%).
Также почти все топ–менеджеры (90%), принявшие участие в исследовании, считают, что в конечном счете в результате кризиса их компании только выиграют.