Недоверие - является сегодня главным сдерживающим фактором развития третьего сектора в России. Согласно социологическим опросам, желая оказать благотворительную помощь, россияне предпочтут действовать без посредников.
Всегда ли это эффективно, и не лучше обратиться к
зарекомендовавшей себя профессиональной благотворительной организации?
Существует известный анекдот про мальчика, написавшего
письмо деду Морозу с просьбой подарить ему сапожки, пальто, шапку и варежки:
мамка у него умерла, а отец пьет. Письмо прочитали работники почты,
растрогались, собрали деньги, купили все, кроме варежек, на которые не хватило
денег, и отправили подарок мальчику. Приходит ответ: "Дорогой Дед Мороз, я
теперь могу ходить в школу, спасибо тебе большое за шапочку, пальто и сапожки. А
вот варежки я не получил, наверное, их на почте с…".
Этот анекдот с сожалением мне рассказал человек, который
работает в сфере благотворительности уже много лет. Недоверие к некоммерческим
организациям является сегодня главным сдерживающим фактором развития третьего
сектора в России. Согласно социологическим опросам, желая оказать
благотворительную помощь, россияне предпочтут действовать самостоятельно, без
посредников в лице профессиональных благотворительных организаций.
Далеко не всегда такой подход оказывается эффективным.
Например, на прошлогодней Рождественской ярмарке на пл.
Островского среди горожан был организован сбор игрушек для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей. Акция вдохновила людей, в результате 36
кубометров мягких игрушек было развезено по различным социальным учреждениям
города.
Но оказалось, что мягкие игрушки там не нужны, и в этом году
просили приносить развивающие игры, книги и спортивный инвентарь.
Людям нравится дарить подарки воспитанникам детских домов.
Но знаем ли мы, что действительно нужно этим детям? Согласно статистике только
10% выпускников детских домов успешно социализируются в обществе, остальные
попадают на скамью подсудимых, становятся наркоманами или алкоголиками, девушки
не готовые быть мамами, отдают своих детей в социальные учреждения.
Можно ли изменить эту ситуацию подарками к праздникам?
Но сегодня особенно сложно найти средства на проекты,
направленные на системную работу с коллективом детского дома, на изменение его
климата, что главным образом отражается на ребенке. "Это длительная работа,
которая не видна, но в отличие от жизнеобеспечения, как раз и является корневой
в детских домах", - говорит руководитель отдела по взаимодействию с сиротскими
учреждениями БФ "Корчаковский центр" Ника Травникова.
Логично поддержать и тех, кто работает на предупреждение. "Я
много лет работала с уличными детьми. Когда те дети, которые с моей помощью
попали с улицы в детские дома, выросли, и стали их покидать, я увидела, что они
совершенно не готовы к жизни и таким образом проблема не решается, я поняла, что
необходимо работать с семьями", - говорит Светлана Егорычева, директор БФ помощи
детям "Теплый дом". -
"Семьи часто попадают в такие ситуации, с которыми они не в
состояние справиться без поддержки. Это как больное дерево – стоит его чуть-чуть
подвязать, вовремя подлечить, накормить, и оно будет жить дальше". ОБФ
"Родительский мост", "БФ помощи детям "Теплый дом", "Защита детей",
"Корчаковский центр", "Эвричайлд" - все они работают на предотвращение попадания
детей на улицу и в сиротские учреждения.
Но даже, если речь идет о подарках, то все равно лучше
прибегнуть к помощи благотворительной организации, которая работает с такого
рода учреждениями. Дело в том, что в Петербурге детские дома достаточно хорошо
материально обеспечены, благодаря администрации города и многочисленной помощи
организаций, в отличие от удаленно расположенных сиротских учреждений, особенно
интернатов, где живут дети с нарушениями в развитии.
"Наш фонд работает с домами ребенка Ленобласти (от 0 до 4
лет), куда обычно никто не доезжает, и мы обладаем полной информацией об их
нуждах. Все они разные, возникают и редкие запросы, например, детская смесь
"Альфаре" стоимостью 1 тыс. рублей за банку для малыша с проблемами пищеварения
или очки со стеклами -11 для четырехлетнего сироты", - рассказывает Оксана
Румянцева, руководитель БФ "Время помогать.
"На данный момент основные силы фонда брошены на поиск
средств, закупку мебели и оборудования для Тихвинского дома ребенка. Когда мы
первый раз туда приехали, то были просто шокированы. В группах для детей -
столы, списанные когда-то из взрослой столовой. Ножки укоротили, обшкурили и так
они и стоят уже лет десять. Горшечницы наспех сколочены из неотесанных досок,
шкафов для белья нет, вещи лежат на полках прикрытых шторками, нет ни
музыкального зала, ни спортивного".
Еще одна сложность, с которой сталкиваются благотворительные
организации, это когда жертвователь хочет, чтобы все деньги 100% пошли на детей,
не желая тем самым оплачивать административные расходы, и даже работу персонала,
который непосредственно оказывает услуги детям – психологу, массажисту,
социальному педагогу.
"Я думаю, это издержки того, что у людей отсутствует опыт
благотворительности. Во-первых, должен быть кто-то кто знает, что ребенку нужно.
Мы, например, не принимаем мягкие игрушки, они не нужны детям в интернатах. Им
нужны пластиковые конструкторы, мячи, определенного рода коляски. Во-вторых,
сколько ребенок может съесть и выпить? В этом дети более-менее обеспечены.
Важно, чтобы с ними кто-то играл, разговаривал, вывел на прогулку, отправился в
поездку. Кто этим будет заниматься? Сегодня пришел один, завтра – другой?
Ребенку нужны устойчивые связи, то кто его понял, кто
выстроил с ним эмоциональный контакт. Нужно действовать через партнеров, как и
во всех других сферах. Да, безусловно, мы создаем себе рабочие места, и к нам
рекрутируются логопеды, массажисты, психологи, которые хотят иметь оплачиваемую
работу. Но что в этом плохого? Наши специалисты получают меньше денег, чем в
государственной сфере, у них меньше социальных гарантий. Но люди хотят работать
в НКО, они готовы жертвовать частью своих доходов, потому что здесь меньше
бумажной и больше непосредственной работы с ребенком, больше свободы творчества"
– считает Мария Островская, директор Санкт-Петербургской благотворительной
общественной организации "Перспективы".
Сегодня люди готовы помогать, и этому поспособствовал
экономический кризис. Почувствовав на себе его последствия, кто-то подумал и о
других, тех, кому еще хуже. "У нас есть жертвователь, небогатый ученый, который
сначала привозил вещи, потом стал переводить небольшие средства – 15 тыс. рублей
в течение года, а когда грянул кризис, он позвонил и сказал: "Я долго думал и
принял жесткое решение, теперь я буду переводить 30 тыс., потому что вам сейчас
тяжелее", - рассказала Елена Смирнова, директор московского БФ "Созидание",
выступая на прошедшей ежегодной конференции Форума доноров в Москве.
Кризис принес много трудностей. Согласно данным Фонда
развития некоммерческих организаций "Школа НКО" - у 38% НКО увеличились расходы,
61% констатировали сокращение доходов, при этом у 59% повысился спрос на их
услуги. Многие благотворительные фонды потеряли "безусловных" доноров, которые
им помогали много лет, кому-то пришлось свернуть программы.
В Петербурге размер субсидий, выделяемых в виде грантов для
общественных объединений, в 2009 сократился до 9,5 млн против 12 млн в 2008
году, а доля бюджетной поддержки снизилась с 0,12% до 0,07%. В тоже время,
прогнозы многих благотворительных организаций по резкому сокращения
пожертвований не оправдались. Да, они упали, но не так сильно как ожидалось.
Некоторым удалось собрать даже больше, чем в предыдущий год. Правда для этого
пришлось перестраивать работу, стратегию и тактику сбора пожертвований, повышать
свой профессионализм.
"Опыт выживания фонда и его подопечных, бесконечного поиска
новых идей для того, чтобы привлечь жертвователей, оказался бесценным", -
говорит Елена Грачева, координатор программ БФ помощи онкологическим больным
"АдВита". – "В течение года мы запустили шесть постоянно действующих
благотворительных программ на сайте www.legko-legko.ru. Например,
интернет-аукцион "Спортсмены – детям!": Марат Сафин, Николай Валуев, Максим
Сушинский, Вячеслав Малафеев и многие другие знаменитые спортсмены подарили для
него свои личные вещи с автографами. По мере продажи лотов мы выкладываем
следующие. Еще одна программа - "Благотворительность вместо сувениров", когда
компания переводит часть денег, которые собиралась потратить на новогодние
сувениры или корпоративную вечеринку, на помощь детям". За счет новых программ
"АдВита" собрала уже свыше 2,7 млн рублей.
Поэтому, у кризиса есть и оборотная сторона.
"Прогрессивные благотворительные организации стали
задумываться, как повысить профессиональную компетенцию и сделать общество своим
партнером в деле изменения чьей-то жизни. Раньше они могли зависеть от одного
донора: зачем им было беспокоиться об общественном имидже, отчитываться перед
массой незнакомых людей? Кризис многих уровнял, конкуренция закручивается с
большой скоростью и это заставляет активно думать и учиться", – считает Ирина
Меньшенина, директор по развитию благотворительного фонда "Даунсайд Ап"
(Москва), консультант по привлечению средств и организационному развитию
НКО.
Благотворительным организациям придется учиться
оптимизировать планирование, бюджетирование и контроль над ресурсами, осваивать
новые технологии сбора средств, активно привлекать волонтеров и частные
пожертвования, в том числе и через интернет. Но нельзя не признать их роли уже
сегодня в решении социальных проблем общества.
Эти люди знают: кому конкретно нужна помощь и как можно
помочь. В своей работе они накопили не только свой опыт, но и опираются на
знания западных коллег. Кроме того, НКО обладают определенными организационными
возможностями, материальными и человеческими ресурсами, что экономит время и
средства компаний и людей, желающих стать благотворителями или волонтерами.
Благодаря аккумуляции, даже совсем небольшие пожертвования размером от 10 до 100
рублей помогают БФ "АдВита" оплачивать дорогостоящие лекарства для детей,
больных раком, а специалистам ОБФ "Родительский мост" предотвращать отказы от
детей.
Что касается недоверия, то здесь можно прислушаться к мнению
члена совета директоров, старшего советника "Ю Би Эс Банк" (г. Москва),
попечителю БФ помощи детям "Теплый дом" Марлену Манасову: "Надо чтобы больше
людей присоединялись к помощи благотворительным организациям. Доверие возникает,
когда получаешь информацию. Надо посмотреть сайт, сходить на мероприятие,
встретиться с людьми, которые этим занимаются. Если действительно хочешь
разобраться, то разберешься. А когда человек закрывается словами "Я не доверяю",
это извинение себе, чтобы не помогать".
Поэтому когда у Вас возникнет желание кому-нибудь помочь,
стоит ли игнорировать при этом профессионалов? Надо просто найти
благотворительную организацию, которая работает с волнующей вас проблемой,
посмотреть отчеты о работе на сайте, побывать в офисе, пообщаться
с людьми. И тогда вы поймете - готовы вы им доверить свои деньги или нет.