00:0020 марта 200000:00
91просмотров
00:0020 марта 2000
Петербургское ЗАО "АКО-Барсс" завершило переговоры о покупке Выборгского судостроительного завода (ОАО "Квернер Выборг Верфь").
Петербургское ЗАО "АКО-Барсс" завершило переговоры о покупке Выборгского
судостроительного завода (ОАО "Квернер Выборг Верфь").
10 марта подписано соглашение о продаже 75,6% акций предприятия.
Решение собственника
Его владелец - британско-норвежская группа Kvaerner ASA, входящая в первый
десяток мировых судостроителей, заявила о намерении полностью отказаться от этой
отрасли в апреле прошлого года. Однако в 1999 году концерн продал всего одну из
своих 13 верфей, разбросанных по всему миру. Лишь под конец года штаб-квартира
Kvaerner объявила о намерении заработать $750 миллионов за счет реализации
судостроительных активов. Сразу появилась информация о подготовке контрактов по
продаже пяти европейских заводов. (Общая стоимость намеченных к продаже
предприятий превышает $2 млрд.)
Покупателей хоть отбавляй
О продаже единственной российской верфи Kvaerner до последнего времени не
сообщалось ничего. Между тем уже около полугода петербургское ЗАО "АКО-Барсс"
осаждало лондонскую штаб-квартиру Kvaerner с предложениями о покупке выборгского
завода. Норвежцы ограничивались вежливыми, но ничего не значащими отписками, не
проявляя своих предпочтений (кроме "АКО-Барсса" заинтересованность в
приобретении акций ОАО "Квернер Выборг Верфь" высказали несколько российских,
финских и польских фирм). Только в январе нынешнего года наметился сдвиг в
переговорах.
Позиция
Минувшее воскресенье генеральный директор ЗАО "АКО-Барсс" Сергей Завьялов провел
в Хельсинки, где в итоге десятичасового обсуждения стороны достигли согласия по
основным пунктам сделки.
Kvaerner поступил здраво и подтвердил свою достойную репутацию", - считает
Завьялов. "Они не хотели отдавать контрольный пакет акций неизвестно кому,
искали профессионалов-судостроителей. Конечно, продажа затянулась. Если бы
контракт был подписан в сентябре, сейчас завод уже бы работал. А так, к
сожалению, получился перерыв, многие выгодные экономические контакты были
утеряны".
Руководитель "АКО-Барсса" уверен, что через 3 месяца основные производства вновь
будут загружены. "У нас есть предложения по заказам от того же Kvaerner, -
говорит он. - Например, их финские верфи задыхаются от работы. Правда, в
основном поступают предложения по корпусным работам. Мы же предпочли бы строить
корабли "под ключ", как это и было в Выборге. Сейчас, к сожалению, внешний рынок
гораздо более интересен, чем российский. Но ситуация понемногу улучшается.
Северо-Западное пароходство намерено заказывать суда класса "река-море",
оживляются военные заказчики".
Варяги сдались
По словам Сергея Завьялова, выборгская верфь - одна из немногих, сохранивших
возможность эффективной работы. "Мы можем сделать эту верфь передовой. Через год
завод должен выйти на уровень производства лучшего периода, то есть минимум
$20-25 миллионов в год. Я знаю, что некоторые из иностранных менеджеров,
работавших здесь, низко оценивали его возможности. Это неправда. Просто они не
могут работать в России".
Директор "АКО-Барсса" уклоняется от ответа на вопрос о стоимости сделки. "Я
потратил на это полгода жизни, огромное количество людей в разных странах
действовали, чтобы контракт был подписан - какими деньгами это можно измерить?"
- улыбается он. - Думаю, не пройдет и года, как мы вернем свои затраты". По
неподтвержденным данным, контрактная стоимость достигает $5 млн. При этом
петербуржцам достанутся не только производственные корпуса и оборудование
завода, но и обязательства по долгосрочному и краткосрочным кредитам, взятым в
последние годы.
Сергей Завьялов сообщил: "Вопрос с обязательствами по кредиту решен. К этому
были подключены российские финансовые структуры, на которые мы принципиально
намерены ориентироваться и при заключении контрактов".